Семинар по сценарному мастерству в Good Story Media : конспект

Это конспект с семинара, который я слушал с 27 по 31 октября 2014 года. Проходил он в кинотеатре внутри компании Амедиа, всего было 72 человека (примерно), из которых хотели бы отобрать авторов в сценарные группы. Поскольку вещи написаны не цитатами, а моими словами со слуха, то и воспринимайте их как пищу для размышления. По крайней мере, воздержитесь от писем вроде «вот ты говорил, что так надо, а я отослал, и нет» — в стендапе я этого поел достаточно, и в сценариях не надо.

Антон Зайцев

Индустрия

Не учат «невеликие» фильмы.
Аудитория реальных пацанов 45 млн человек.
Образование фил факультет.
Начали сотр с Сони — принесла в россию 20 мин ситком.
Началось с покупных, адаптивных форматов. Главное, что появился формат рассказа. (Чехова упомянул)
20 последних минут экпортируя реймонда — посвящены им.

Передать внутренние приемы работы.

Сценарий не финальный документ — меняется до выхода серии

Командная работа в первую очередь.

Проекты «Линейки» - т. е.

Идея
Заявка — абзац/страница, описать тема, философия.
Поэпизодник — последовательность эпизодов без диалогов.
Питч
Пилот
Покупает/не покупает
Сезон — нанимаются сценаристы

Высокая идея / низкая идея — то есть первая серия задает сильный слом, или нет.

Хай концепт иногда не нужен — можно выкинуть

Обычно снимается на хай концепте две серии.

Продукт состоит из: персонажей, мира.

Все записывать, ничего не пропадает даром. Всегда фиксировать. Ни дня без строчки (Олеша).

Проблема — лень и непунктуальность. Нужно работать и быть везде вовремя. Оформлять по правилам.

Мультипликационный вид юмора и лирический тип юмора. Эмоциональная сопричастность относится к лирике. Внешняя комедия на действиях и масках. И второй тип персонажа, которому сопереживаешь.

Синдикация продуктов, выгодно продавать продукты еще раз.

История идет только из персонажа.

Персонаж сериала человек с которым зритель хотел бы провести 20 минут вечера.

Комедийная перспектива персонажа — дар и проклятие персонажа:

  • Правда персонажа
  • Боль персонажа

Это не то, что будет, это то, что управляет им.

Два типа — что за сериал — ансамблевый, и гл герой.

Это нужно быстро понять. И акцент в гуд стори на внутренний мир.

Таймлайн — сюжетная арка сериала (серий 20). В России есть традиция на 4й серии делать хук.

Поставить персонажа в максимально некомфортные обстоятельства.

Моральный вывод.

Двигать сюжет, пусть несмешно.

Мир. Обстоятельства:

  • Тип юмора
  • Идея проекта
  • Правила мира

Смеяться над кем — над миром, или над персонажами, или вместе с персонажами.

Все, что может произойти только в сериале.

Чтобы все было адекватно персонаж должен повторять действия

То есть если Фома проигрывает, то он всегда проигрывает. Это его комедийная перспектива.

Мотивация и отношения персонажей.

Описываем только действия.

Мотивация

  • Внешняя
  • Внутренняя (важнее)
  • На весь сюжет сериала (на сезон)
  • Мотивация на серию

Лоу концепт — мотивация не двигается

Лучше, если мотивация идет изнутри персонажа, от знания всего этого.

Антон Щукин

Как работать над сценарием.

Надо качественно поставить задачу. Понимать другие процессы и полностью процесс.

Успех = 30% сценарий + 30% режиссер + 30% актер + 10% чуда.

Основные профессии
Сценарист
Режиссер
Оператор-постановщик
Продюсер
Исполнительный продюсер

Сценарий это проект (чертеж). Все последующие цеха не должны снять что-нибудь другое.

Режиссер талантливая часть и производственная часть. В ТВ занимается оживлением сценария. Поставить на ноги, сделать действие, не нарушить персонажные характеристики.

Оператор-постановщик. Воплощает визуальный ряд истории.

Нельзя ломать персонажа и историю.

Стоимость серии в России где-то 100 000 долларов, из них 20 000 на сценарий.

Сладкую жизнь писали 3 года.

Универ 2 камеры и декорации под 4 камеры. Выработка 12 мин сейчас, раньше 4. В среднем 6 мин в день.

«Филфак» по сценариям = 20 серий за месяц (1 серия в день).

Невозможно не учиться не смотря русское телевидение.

Вдохновения нет.

Разделение задач в авторской комнате.

  • Шоураннер — человек-бог. Автоматически выполняются все, что он говорит. Заставляет всех организованно думать в одном направлении.
  • Креативный продюсер — контролирует тональность шоу. Единство серии, единство вариантов, цельность сериала.
  • Сценарист — ответственность за какой-нибудь эпизод.
  • Низшая каста — молчать и записывать.

Уметь правильно фиксировать. Записывать только то, что нужно.

Скелет
Скелезодник
Поэпизодник — отдаете в диалоги (11-15/16 страниц) это без 9 листоа диалогов. 4-5 драфтов на эпизодниках, 5 драфтов диалогов. Пилоты не меньше 10 драфтов.
Диалогист не может двинуться, поскольку все прописано очень подробно.

Изучать персонажи. Речевые характеристки, комедийная перспектива.

Четко понимать что именно присходит в комнате. О чем говорим, куда идет сериал, в чем идея всего этого.

Вне авторской комнаты.
Читки.

Как делать быстрее.

3 правила в комнате

  1. Всегда говори «Да». Через три итерации все изменится полностью, и не имеет значения никакое мнение. Это паранойя, она не нужна. Говори «Да, и…» - улучшай ситуацию.
  2. Не берите ответственность за чужую работу. Не налезайте на чужую территорию. Каждый делает своё. Все определится по итогам.
  3. Никогда не молчите, и берите ответственность за то, что говорите. Говорите всё, но понимайте, что ответственности.

Все берется из человека. Сценарист голый в комнате. Полная откровенность. Нельзя рассказывать не о себе. Найти центральную идею в себе.

Каждый несет ответственность за то, что он говорит, и каждый поддерживает каждого.

Доски для написания сценария, ничего не держите в голове.

Донесение идеи через действия.

Анализ должен быть как можно глубже. Стараться всё понять.

Библия персонажа — микромир.

У истории нет пола, ее можно рассказать в любом сериале.

Запрещаю звонить в сценарии, запрещаю писать про деньги. Зарабатывать деньги — не идея, слишком затерто.

История хороша, когда я знаю, к чему я могу подключиться.

Отношения.

Как идут крутые драматургические вещи? Изнутри. Из переживаний человека.

Заявка это как вы вляпались.
Второй акт — это жизнь в новых обстоятельствах.
Третий акт — это достижение результата, или недостижение результата.

Тотальное изменение человека по отношению к обстоятельствам — третий акт.

Телевидение проходит трехактную структуру за несколько сезонов.

Было так хорошо с сериалом, что хотелось бы, чтобы он продолжался.

В каждом поступке ты должен знать, что именно делает герой.

Линии сюжетные Физрук:

  • А: Таня
  • B: Саша
  • C: Саша + кто-то

Статус героя — откуда стартуем.

Эгоизм и гордыня — двигатель персонажа.

Гордыня раскладывается на фазы, найти демотиватор с фазами гордыни / гордости.

Ситком в России — это персонаж, который попадает в различные ситуации. В центре — персонаж.

Будьте готовы пойти ва-банк. Американская история. Смелость принятия решений.

Артём Логинов

Для меня самое важное, это персонаж. Невозможно придумать универсальную историю, которая относится ко всем персонажам. Это основной актив.

Соизмеряйте историю с персонажем.

Нет универсальных формул, есть техники. Каждая история существует по своим законам и уникальна.

Телевизионные персонажи, особенно в вертикальных сериалах, не меняются.

Если мы любим персонажей, то мы готовы смотреть за их приключениями сколько угодно. Просто ставим привычных персонажей в новые условия, и нам интересно на них смотреть.

В каждой серии мы узнаем про персонажа что-то новое, он становится немного другим.

Классический герой ситкома никогда не изменится.

В ситкоме практически отсутствует первый акт.

Бит — любое действие, которое меняет момент, влияет на историю, и на персонажа. Минимальная составляющая часть истории. Часто это одна сцена.

Нужно в бите истории понимать — почему она произошла именно сегодня? Знание ответа на этот вопрос поможет вам сконцентрироваться на истории.

Пока вы с помощью битов можете рассказывать историю и держать мое внимание, у вас все хорошо.

Первое усугубление первого акта. В двухактной структуре будет актбрейк, где герой попытается решить проблему, которая в моменте будет самым тяжелым для него испытанием, В трехактной структуре это переход во второй акт.

Избегайте совпадений, должна быть причина, указанная до события.

Независимо от того, как ты пришел к истории, ты должен понять, о чем эта история.

Простой прием, хорошая ли история. История при рассказе от себя звучит логично и последовательно. Спокойно по телефону.

Центральная комедийная сцена. Хочется чтобы она была максимально зрелищной, смешной, помещенной в дурацкие обстоятельства. Все обстоятельства применимо к миру персонажей.

Линия не должна усреднять персонажа.

Глубина истории должна соответствовать персонажу и сериалу в целом.

Упражнение — каждый бит, каждый параграф истории начинаете с имени главного персонажа. Если вы обнаруживаете, что что-то узнает второстепенный герой, переформулируйте бит на главного персонажа. Линия должна быть в одном персонаже.

Старайтесь избегать глаголов типа «узнает», «думает», «догадывается» - глаголы должны быть активные. Как он это сделал, наш герой? Звонит, сообщает и т. д.

Базовые ценности и качества персонажа остаются, но опыт накапливается. Ты не можешь ставить его в те же обстоятельства с тем же результатом.

Персонаж должен быть сконструирован не как комедийная функция, а как человек.

Если есть проблемы в истории, список вопросов:

  • Насколько ваш персонаж драйвер ваших историй?
  • Насколько понятно в начале чего он хочет?
  • Понятно ли почему-то, что он хочет, ему важно?
  • Кто стоит у него на пути? (лучше, если это будет конкретный человек, еще лучше один из основных персонажей)
  • Что за риск? (может быть физический или абстрактный)
  • Чего он боится? (это не риск — ложь вскроется — риск — боится сказать правду)
  • Что нового мы узнаем о нем в конце?

Мало конфликтов не бывает. Чем больше, тем лучше.

Лучше, если один герой, и одна история. Понятно.

Билл Даймонд

Как сценарист вы не знаете, где предел ваших возможностей.

Не притворяйтесь, что вы знаете решение, но найдите это решение. Спросите людей.

Нужно уважать людей, которые пытаются найти решение, понять как это делать.

Система пишем потом снимаем дешевле. Обычно в америке снимается 3 серии, неделя выходная, 3 серии и т. д. Показывают с октября по май. Это заставляет людей работать эффективно день за днем. Поэтому если день вылетает, то у вас нет сценария, и нет сериала. Вы теряете работу.

Вы предлагает что-то один раз, это никому не нравится, может быть второй раз нет, и больше к этой идее не возвращаетесь. Шоураннеру нужно видеть эффективную среду внутри комнаты, и комната может работать без него.

Работа сценаристов — делать предложения, со страстью доносить идеи, и потом молчать. Дело не в том, что вы не нравитесь, у всех есть идеи, и они тоже работают.

Делитесь своими сценариями и идеями. Учитесь друг у друга. Поодиночке у вас не так много опыта, но вы можете поделиться друг с другом, научиться.

Четыре соглашения:

  1. Безукоризненно выбирайте слова. Говорите то, что вы имеете в виду, и имейте в виду, что вы говорите.
  2. Не принимайте ничего на свой счет. Если кто-то критикует ваши идеи, не значит, что вы плохой человек. Просто у людей к вам ожиданиям. И это может быть просто плохая, идите улучшать.
  3. Не делайте предположений. Вы не знаете, что в голове у другого человека. Люди сидят и не думают. Имейте свое мнение, выражайте свое мнение.
  4. Старайтесь по максимуму.

Я готов точно сказать, что вы понятия не имеете, где предел ваших возможностей, скорее всего, вы себя удивите. Если вы будете делать все это, вы не пожалеете о том, что вы делаете.

Любой руководитель это увидит. Я больше сочувствую сценаристу, который не дотягивает, но старается, чем сценаристу, который делает вид, что помогает мне.

Умейте защищать то, что вы делаете. Отвечайте за себя.

Все люди в авторской комнате работают над одним проектом. Нет места для эго. Люди не важны в комнате, важен сериал. Не думайте о вашей шутке, вашем повороте. Думайте о том, что если ваш сосед придумает идею, которая улучшит сериал на 5%, весь сериал станет лучше на 5%, и ваша работа тоже станет лучше на 5%.

Про писательский блок.

Я не знаю, что такое авторский блок, потому что у меня его не было. Просто примите решение, пусть не лучшее, но решение. И идите дальше.

Александр Дулерайн

Шоураннер — сценарист, который сумел застроить производство. Это камертон продукта.

ТНТ — канал о жизни молодёжи больших городов.

Люди, которым приносят сценарий, видят не то, что там есть, а то, что хотят там увидеть. Надо различать свое и чужое.

У ТНТ всё есть.

Валерий Федорович

Для ТНТ драма — всё, что не комедия.

Задача для ТНТ была разработать линейку драматических сериалов не хуже HBO.

Вопрос был с программированием — куда ставить драму?

Дом 2 — священная корова, которая позволяет делать киносериалы.

Моими глазами — первый драматический сериал. Не сработало вертикальное программирование (показ раз в неделю). Но этот сериал имеет шансы на продажу за рубеж.

Второй проект — «Сладкая жизнь». Поставили горизонтально, сработало.

Третий проект, «Чернобыль», взорвал эфир. Цифры были крайне неожиданные.

Для ТНТ нужны яркие, необычные, интересные истории. Киносериалы — штучный подход. Максимум 8 серий. Выработка не больше 6 минут в день. У нас снимает все один режиссер (на западе несколько).

Мы не берем чистые жанры: мелодрама, детектив, историческое кино. Это другие каналы. Не очень любим процедуралы. Но Лютера бы взяли. Сильная горизонтальная линия, и интересная внутри серии.

Историческое кино слишком дорого. По бизнесу не совпадает, но мы пытаемся открыть все это в бизнес. Пока нет.

Вещь должна быть скорее яркой, чем той, которая сделана по правилам.

Делать только то, во что веришь.

Гораздо важнее не смотреть на тенденцию, а задавать новые.

Крайне важен неоднозначный характер персонажа. Истории хочется рассказывать не про хороших и плохих, а живых людей. К персонажу мы должны испытывать чувство не любви, а эмпатии — принять персонаж в себя.

Главная ошибка юных авторов — все будет потом. Надо каждую серию писать как последнюю. В первой серии должно быть просто всё. Вываливайте всё на прилавок.

Минимум год (а то полтора-два) уйдет на сценарий. Сейчас драма пишется автором-двумя.

Пилот 6-9 месяцев.

Первый сезон еще год.

Итого 2,5 — 3 года.

Попробуйте снять пилот на айфон. Пилот дает ощущение, что вы сами сильно верите в свою тему. С пилотом можете сделать больше, с любым пилотом — так сильно убедительнее.

Вопрос кастинга — рассказывается ли история через этих актеров.

Вопрос не в возрасте героя, а в том, интересен ли он для нашей аудитории. Хаус был интересен и молодой аудитории. Был вопрос с Чернобылем, но выяснилось, что старшая аудитория тоже смотрит.

Мы хотим делать взрослых персонажей, идем к этому. Не Босс (хотя сериал гениальный) — мы думаем, как это сделать, но пока понимания нет.

Фокус группа это скорее способ подтвердить сомнения, чем принять решение. Мы отказались от фокус групп, потому что решение надо принимать все равно отдельно. Например, «Друзья» везде в фокус-группах провалились.

Никто ничего не крадет. Написать с людьми, которые занимаются сериалом, составляет около двух лет. Идею украсть невозможно. По хорошей заявке можно написать плохой сценарий, и наоборот. Сценаристов нет, и все нормальные заняты.

В основе драматургии лежит конфликт. Один хочет одного, другой хочет другого. И есть интересная история.

Ни разу не прислали хай концепт. Иногда бывает интересный сеттинг, интересные герои, с которыми хочется поработать.

Евгений Никишов

Начальник по комедиям на ТНТ.

Эволюция ситкома (основные вехи).

Все началось с ситкома «Счастливы вместе». Стартовал с очень низкими цифрами. Показывать было нечего. Но со временем люди привыкли, и начали смотреть.

Затем «Универ» - Слепаков, Дусмухаметов, Щукин. Это была оригинальная идея. Первый оригинальный ситком ТНТ. Тоже были низкие цифры, но потом все нормально. До сих пор цифры выше среднего.

Дальше были «Интерны». Оригинальная идя, убрали закадровый смех, начали снимать кино — придумали свою манеру съемки. Техреволюция декораций, изображения, сценарий. Однокамерная комедия. Огромный хит. Открыли дорогу эксериментам.

«Реальные пацаны» были креативной революцией. Первая серия за 70 тыщ рублей попала в эфир без всего. Первый ситком вообще без декораций. Рейтинги неделю падали, со второй недели пошел вверх, к концу сезона стало понятно, что это новый хит.

«Физрук» - смешанный жанр. Драмеди.

Каждый хит на канале был эксперимент. Наибольший риск был с реальными пацанами.

Если мы будем выпускать то, что было, то мы никогда не сделаем суперхит.

Основной критерий — что-то, чего не было. В хорошем смысле, эксперимент.

Какие заявки чаще всего приходят.

В основном от КВНщиков.

Самая распространенная история — про друзей, которые решили создать агентство организации праздников. В первой серии они делают праздник бандиту, после которого скрываются.

Больница, ресторан. Действие в отеле. Вероятно, люди думают, что поедут снимать-отдыхать.

Заявки по фильму Игра — агентство по созданию розыгрышей, и человек умирает.

Советую, если хотите писать комедии, почитать Бахтина про творчество Рабле. Сравнивает Рабле и Гоголя.

Сюжет. Сериалы. Вы должны зрителю в первой сцене, как можно раньше, задать вопрос, на который вы ответите в конце. Получилось. например, или не получилось. Самый простой, примитивный вопрос. Нет вопроса — нет сюжета.

Теория драматургии как иностранный язык. Они вроде понятны, но надо поработать, и после опыта появляется знание.

Главное в сценарии — жизнь. Схемы это инструмент.

В 90% приносимые сценарии не по схемам. Но в такой текст проще вдохнуть жизнь, привести его к правильному канону, чем правильно написанный текст по схемам, но без жизни.

На телевидении все успешные проекты — драматические.

Четко сформулировать, в чем проблема вашего персонажа.

Единственный ситком, написанный не КВНщиками — это «Девчонки». Почему это — непонятно. Возможно, потому что КВНщики с 14-15 лет занимаются юмором.

Возьмите ситком, который вам нравится, и сделайте запись по серии в форме сценация. Если запишете 15-20 серий, вы сами поймёте как это работает. Полезная практика.

Ещё хорошие материалы

  • Zaharin Konstantin

    Как попасть на семинар? Когда будет следующий? Подскажите, где можно взять эту информацию. Спасибо.

    • mintmintru

      Я случайно увидел объявление в инстаграмме у Натальи Медведевой (ну бывает), прислал письмо, и меня пригласили. Будет ли ещё, и в каком виде — я не знаю.

  • evboo

    Валерий — Федорович.

    • mintmintru

      Спасибо, поправил.

  • Max White

    Илья, это очень круто! И полезно!

  • Александр Гарбузов

    Не подскажете, а как им можно прислать заявку? Не нашёл, к сожалению, контактов гудстори в сети.

    • mintmintru

      Ну пока никак — семинар был один, без продолжения, будет ли ещё — ничего не говорили.