Я не изменю ни слова из этого

Этот текст написал Грехем Линехэн, он сделал много хороших дурковатых сериалов, например, Black Books, и, особенно, IT Crowd, с которого я начал переводить что-то там с английского, совершенно его не зная до сих пор. Вот Грехем получает в 2009 году BAFTA Awards за лучший ситком (стоит слева, и что-то говорит), а мы смотрим на него, радуемся, и читаем.

IT Crowd получает BAFTA Award в 2009

Люди часто спрашивают у меня советы по тому, как писать ситкомы, и я обычно советую посмотреть бонус на DVD с четвертым сезоном IT Crowd, там находится полное руководство по ситкому от идеи до экрана. Всё, что я знал о комедии на тот момент, находится в этом дополнении, так что это буквально самое полезное, что я могу сделать для интересующихся. Тот факт, что это дает мне повод продать им в нагрузку DVD, не имеет к этому совету никакого отношения.

Но есть один совет, на котором я, возможно, не заострил внимание, потому что на этом практически невозможно заострить внимание, и вот: если кто-то читает ваш сценарий, и даёт совет, будьте благодарны, и сделайте выводы.

Сделайте выводы, примените этот совет. Вы не гений. Вы обычное чмо. Вам нужна помощь, вашему сценарию нужна помощь. Вы думаете этот заход очень смешной? Это не так. Этот заход запутывает. Он не работает. Это не сцена на лестнице из «Броненосца Потёмкина». Это просто какая-то каша.

И знаете, что произойдёт со следующей сценой? Та, которая на самом деле отличная? Которая всем понравилась? Она тоже развалится. Знаете, почему? Потому что как только вы изменили «сцену из Броненосца Потёмкина», другие сцены перестали работать.

Писать это переписывать.

Переписывать это не полировать.

Переписывать это напряжённо работать.

Есть и другая сторона у этого правила. Если у вас нет реального, чёткого, написавшего-это-прямо-на-визитке редактора, которому платят, чтобы он дал подробные замечания, вы можете получить кучу замечаний от обычных людей, в которых вообще не будет смысла: «Было бы здорово, если бы все стали выше ростом.»

Разобраться с этими замечаниями на самом деле довольно просто. Вы внимательно слушаете, киваете головой «Да, спасибо большое», потом идёте домой, и ищете настоящую проблему. Даже самый тупой человек в комнате может улучшить ваш сценарий, потому что если он вообще почуствовал необходимость открыть свой тупой рот, так это потому, что ваш сценарий не в силах удержать его внимание настолько, чтобы он молчал.

К этой минуте вы, наверное, задумались, почему я выбрал такой агрессивный тон. Так это потому, что я устал слушать от моих очень умных друзей, редакторов сценариев и продюсеров, которые дают отличные замечания — о том, что автор, с которым они сейчас работают, не хочет ничего менять вообще, или скулит и ноет, или, что ещё хуже, начинает объяснять «Нет, нет, смотри… он говорит это ей, вот почему это смешно!» (Если вам приходится объяснять что-нибудь, значит, что вы потеряли вообще всё)

Я слышал о товарищах, которые сдают первый вариант сценария с комментарием: «Я не изменю ни слова из этого.» Если бы я присутствовал при этом, и у меня были бы полномочия, я бы сразу сказал «Хорошо, ты уволен», и ржал как Доктор Дум еще неделю. В принципе, можете просто сказать: «Я не умею писать, и не хочу учиться.»

Так что повторяйте за мной, умники, которые отказываются делать простейшие исправления, которые предлагает вам умный и опытный продюсер:

Не в нем проблема.

Во мне проблема.

Проблема в сценарии.

Писать это переписывать.

Писать это переписывать.

Писать это переписывать.

Текст случайно нашелся в блоге Грехема.

Почитать ещё