Люди говорят, что я смешной. Как мне попасть в стендап?

Как стать стендап комиком? С чего начать писать сериалы? Я пишу банальные вещи, что делать? Отвечает Стивен Мерчант, который написал Офис вместе с Риком Джервейсом, и вообще всё остальное с Риком Джервейсом, а ещё Стив отлично выступает в стендапе. Читаем.

Если вам интересно быть внутри комедийной сцены, вам нужно быть сосредоточенным и целеустремленным.

Это очень конкурентная среда. Никто не сидит где-нибудь в офисе с желанием дать вам работу. Если вы не предполагаете столкнуться с тяжёлой работой, низкой оплатой, жёсткими отказами и бесконечным разочарованием, тогда вам лучше остаться вне этого, просто поклонникомедии.

Большинство из тех, кто пишет шутки для ТВ, участвует в популярных программах, или записывает популярные концерты стендапа оказались там при участии таланта, тяжелой работы, и случайному попаданию в нужный момент в нужное место. Здесь нет карьерной лестницы. Никто не наградит вас личным проектом по причине окончания стажировки.

Я был очарован комедией с малых лет, бесконечно пересматривал любимых комиков и ситкомы, разбирал их, чтобы посмотреть как они работают — и я до сих пор учусь, совершенствуюсь и думаю.

Для начала вам нужно определить в чем, во вашему, вы особенно хороши. Быть стендап комиком не обязательно то же самое, что быть автором скетчей, что также не обязательно ведёт к написанию ситкомов.

Если вы начинаете, то вам очень трудно донести ваши шутки и идеи до людей, которые смогут их использовать — и, что более важно, заплатить вам за них. Несколько лет на Радио 4 была сатирическая программа Weekending, которая выплачивала начинающим авторам за добровольно предоставленные шутки, но я не могу назвать ни одной современной радио или телепередачи, которая возьмет материал от еще не состоявшихся авторов.

Ну и как вам состояться?

Самая прямая дорога в бизнес — это стендап. Большинство клубов устраивает открытые микрофоны, которые позволяют начинающим приступить к делу.

Это способ, которым начал почти каждый современный комик, но вы должны приготовиться к блужданиям, к огромным дырам между оплаченными выступлениями, засовывая по пять минут в тут и там. Если вы произведёте хорошее впечатление, вас могут пригласить ещё раз на десять минут.

Так вы потихоньку наберёте материал и репутацию.

Большинство желающих стать комиками занимались этим помимо основной работы, потому что стендап не приносил денег годами. Любая автобиография комика скорее всего будет содержать длинные пассажи о том, как он нарезал круги по стране, выступая в крошечных кабаках год за годом, без денег, медленно оттачивая мастерство.

Когда я впервые приехал в Лондон, я купил журнал про развлечения, и позвонил в каждый клуб по списку, в поисках места в программе.

Большинство не перезвонили, но некоторые ответили.

С того момента, как вы начнете выступать, придет паника, и как только вы подойдёте к выступлению с несколькими плохо сформулированными идеями на клочке бумаги, вы очень быстро поймете, насколько глубоко и прочно сидит в вас стремление сделать карьеру в комедии.

Даже если вы не прирождённый актёр, и у вас нет особого желания им стать, стендап всё ещё хороший способ для начала. Он подталкивает вас сочинять материал и учит вас определять смешное. Ничего лучше комнаты с неподвижными лицами не скажет вам, что ваша шутка говно. И возможно шутка не говно, просто нужно переписать, или сделать лучше сетап, или прояснить панчлайн.

Многие из неизвестных вам людей, работающих за сценой ТВ комедий, начинали с погружения в стендап. Они может и не были великими артистами сами по себе, но, вероятно, показали хорошие идеи и хорошие шутки, и подружились с другими комиками. Когда какой-нибудь из этих комиков попадет в черную полосу, и ему потребуется материал, к кому он обратится?

Ой, те же знакомые лица из тусовки.

В нужном месте, в нужное время.

Стендап очень тяжёлый путь, и есть другие.

Многие люди начинали с написания скетчей для вузовских театров, но это нормально работает только если вы учитесь в вузе. Некоторые активные идиоты просто снимают помещение на Эдинбургском фестивале и за месяц пытаются вдохновенно готовиться. Крайне мало народу получили хоть что-нибудь этим способом.

Некоторые люди выигрывали состязания, организованные телеканалами или журналами.

Некоторые люди начинали на других позициях в медиа и просто двинулись в сторону — например, скажем, из рекламы или радио.

Некоторые люди просто сидят дома и пишут сценарий, посылают наудачу продюсеру — но я как-то не слышал, чтобы когда-нибудь что-нибудь получилось.

Простая мысль в том, что нет прозрачного пути в бизнес. Если вы горите желанием и достаточно выносливы, вы прорвётесь при помощи тяжелой работы и удачи, не сдаваясь, когда дела пойдут особенно тяжело.

Самая важная вещь — продолжать писать.

Скетчи. Стендап. Шутки. Сцены. Сценарии. Что угодно, просто держите перо на бумаге. Да, большая часть будет говном — ну и что? Вам не нужно показывать. Это просто работа в которой вы овладеете ремеслом и выясните что из этого вам интересно.

Если вы хороши в скетчах, но не очень в простых шутках, сконцентрируйтесь на скетчах. Скорее всего, вы начнете с подражания, с материала, который очень похож на ваши любимые шоу или комиксы. Я написал море скетчей под впечатлением от Монти Пайтон и Фрай & Лори. Их видели очень немногие.

По прошествию времени вы выработаете собственный стиль.

И не упирайтесь в попытках сделать ваш материал отличным от других. Слишком много людей думают, что быть “новым” и “прогрессивным” это бодрит и возбуждает. Кого волнует? Это вам смешно?

Не спрашивайте у аудитории, развлекайтесь сами.

Пусть ваши идеи банальны, ну и что? Если это ситком, беспокойтесь о персонажах, структуре и диалогах, не изобретайте колесо.

Ещё по теме:

Изображение с сайта Мерчанта. У меня есть группы в контакте, и в фейсбуке.