Почему нельзя ориентироваться на спешиалы известных комиков

Эдди Иззард стоит на сцене

Серьёзно, ориентация на суперзаписи суперчуваков из-за бугра может сыграть очень плохую роль в написании и исполнении. Дальше несколько причин.

Во-первых, зал знает, что он будет слушать, и кого он будет видеть. Это готовые к любым перепетиям и косякам люди, заплатившие за полтора часа понятного им материала от знакомого человека. Он может просто показывать чушь, если устанет, и люди на волне общего удовольствия будут смеяться. Это нормально. Года три-четыре у вас этого не будет вообще. А может и никогда.

Во-вторых, это объявленная запись, где людям перед шоу объяснили, что именно от них хотят. Там нет пьяных, нет случайных, нет буйных. Если что, перезапишут блок, не страшно.

В третьих, шоу уже неоднократно прокатано и скомпоновано так, чтобы понравится широкой аудитории. В широкой аудитории каждый вытаскивает то, что ему близко, и чаще всего реприза, или шутка получается вырванной из общего контекста.

В сумме это даёт искаженное представление о том, что делать комику наедине с собой, и «наедине» с коротким залом.

Суть проблемы

В начале пути всё иначе. У вас есть примерно три минуты и случайные люди, которым вы читаете свои шутки. Даю вам гарантию 90% они не будут смеяться в принципе потому что… идите к чертовой матери потому что. Не смеются, и всё.

У вас в голове и перед глазами картина, как, например, дедушка Карлин загоняет основы критического мышления господина Канта в его зал, и всё что вы видите в своем случае, это людей которым всё равно. Можете думать что угодно, им просто неинтересно.

Интересно — это то слово, на которое нужно ориентироваться, чтобы получить внимание. Вот тут надо копать.

Выход на сцену

Сейчас я рассматриваю случай, когда от вас нет вообще никаких предварительных ожиданий, то есть, например, мой случай. Предварительные ожидания — это когда у вас есть материал, который зритель смотрел до концерта, или он видел уже ваш концерт, или ему кто-то в уши напел (хуже, но тоже пойдет).

Короче, вы выходите на сцену, и вы неизвестно кто, вышедший на сцену.

Стратегия зависит от времени, которое у вас есть на выступлении. Общая цель — попасть в людей. Смотрите кто пришел, возраст, общие интересы, настроения, обсуждаемые события в городе.

Если вы выступаете с известным комиком, посмотрите его выступления, в зале соберутся люди, готовые обсуждать определенные темы. Выберите те же, или очень близкие темы.

Если у вас есть больше трех минут, минимум три минуты потратьте на знакомство с залом. Любым методом — погода, город, место, приезд. Вам нужно поймать что-то общее со зрителем любым, даже самым отвратительным способом, главное, чтобы большая часть зала внимала вам, покивала головой, чуть-чуть улыбнулась. Дальше делайте свою репризу.

Если у вас меньше трех минут, нечего делать, шутите в лоб как можно ближе к людям. Лучше всего работают темы ниже пояса, и чуть выше; наиболее общая аудитория как-нибудь расшевелится.

Теперь про выступления подлиннее. После знакомства у вас должна быть более-менее общая реприза, которая заходит на большую часть аудитории в зале. Дальше на волне можете прогнать свой умняк, чередуя его с такими же общими вещами, а лучше, если вы в «умняке» пару раз ритмично сведете все к половым вопросам, убийствам, погоде, женщинам/мужчинам — это чаще всего можно сделать без потери качества. Все равно эти вставки потом забудут.

В конце делаете самую сильную свою репризу. Всегда. На тех же условиях, что и первую.

И да. Материал может не касаться вас, но если он не касается зрителей, то бессмысленно ждать смеха. Равнодушие — прямая противоположность интересу. Выбирайте, перестраивайте, выкручивайтесь, ругайтесь матом, неважно. Работайте головой. Тащите.

Открытые микрофоны

Никогда не читайте умняк на открытых микрофонах. Читайте шутки, короткие репризы. Учитесь понимать себя, стоять на сцене, оттачивайте подачу — больше в микрофонах смысла нет. Умное, красивое и связное выступление очень сложно сделать на материале меньшем, чем в десять минут. Невозможно.

На открытых микрофонах та же история, что и в коротком зале. Вас будут внимательно слушать только в том случае, если вы достаточно известны. Нет другого рецепта для внимания на пять минут — для этого до этих пяти минут должно случиться что-то (см. начало статьи).

Простойте на сцене, наблюдайте за собой и получайте удовольствие. Рассказывайте истории. Для себя. Пусть смех для вас перестанет быть необходимостью, и станет наградой.

А что брать тогда

Стиль.

Способ мышления.

Способ построения шутки.

Арки.

Подачу.

Отыгрыши.

Взять это всё, и сделать подходящим себе. Гибким. Пластилиновым.

Что же смотреть

Ну продолжать смотреть всё, и получать удовольствие, конечно. Просто в голове, кроме шуток, держать условия выступления — кто это, где это, как это.

Сколько времени на выступление. Формат выступления.

Как изменяется один и тот же материал в зависимости от разных условий.

И очень важно. Отнимите из картины ваше к комику отношение, не для просмотра, для анализа. Так будут понятнее технические приёмы.

Для этой статьи, в качестве хорошего примера смотрите Dress To Kill Иззарда. Он, конечно, читер — на мужика в платье и макияже хочешь — ни хочешь, а будешь смотреть. Он там минут семь знакомится с залом, то удачно, то не очень, затем идет блок реприз с замечательной «белкой» (про которую потом мало кто помнит), это раскрывает его как человека, и делает ближе к залу. И лишь затем пошли — флаг, пироги, гитлер, в общем, всё то, за что мы его любим и ценим. И в конце он закрывает репризой, настолько обаятельной, что просто может еще раз прочитать тот же материал по-французски.

Хороший пример прежде всего потому, что после этого Иззард и прославился. То есть на него шли так, не как на Иззарда, а как на странного англичанина в женском платье. И тут вот так всё с флагами.

К сожалению, у нас практически нет возможности смотреть, как известные комики начинали до известности. Есть какое-то древнее видео Дилана Морана, где Моран уже чемпион по юмору какого-то местного соревнования. Сложно.

Особенно трудно пережить крутые вещи заслуженных людей, вроде Карлина или Прайора. Там из-за шлейфа он может простоять полтора часа на сцене, обсуждая освещение.

В начале пути это не сработает.

Основная мысль

Стендап это когда смешно. Это может быть умно, остро, злободневно, глупо, отвратительно, но если люди не смеются, то это другой жанр. Люди пришли смеяться. Добейтесь этого любым путем.

Зачем я это пишу

Этот текст — состояние моих мыслей на сегодняшний день. Так уж получилось, что каждое своё выступление я начинаю с полной неизвестности среди зрителей, кто я такой, зачем я на сцене, и в целом, у меня есть 10-15-30 минут, чтобы сделать всем весело. Некоторое время назад (примерно на 30-35 выступлении) что-то начало получаться.

Я выступаю в кабаках, в ночных клубах, в каких-то непонятных заведениях и дворцах культуры. И это вообще, совершенно не похоже на то, что я вижу на спешиалах. Абсолютно.

Я воспринимаю все происходящее как изучение правил игры со многими неизвестными. Надеюсь, я на правильном пути.

4 комментария