«Как люди думают» Дмитрия Чернышева

Давайте я вам расскажу про книгу, которую купил на первый гонорар за выступление в стиле «стендап» — у меня есть внутренняя традиция, получая неожиданные деньги, тратить их в голову. Дмитрий Чернышев написал книгу «Как люди думают».

Книга о том, как при помощи системы приемов решать разные задачи, как пишет автор — Митрич, — «не творческой работы не бывает». Если вам уже сейчас трудно понять, зачем я пишу об этой книге, то просто замените во всей книге слово «творчество» на слово «стендап», и будет легче.

Тема также о ночном разговоре с прекрасным Алексеем Кузнецовым где-то в спящей квартире на тонну комиков. Он ездил на спецсеминар по подготовке спецстендапкомиков, и там суперчувак из другой страны (я серьезно забыл кто) давал советы на расширение сознания и написание материалов. Так вот, эта книга есть тот же семинар за 600 рублей и про себя, просто про Митрича в среде мало кто знает. А он, между прочем, профессионал именно по идеям.

Почему нужно сосредоточиться на идеях

Потому что шутки писать очень легко (см кучу всяких материалов), а делать смешно очень трудно.

Поясню тезис.

Шутка она все равно смешная для кого-то, особенно для автора, который живет в своей среде, и чаще всего за края стакана и не видит, отсюда — по просмотру камеди баттла — главная просьба к выступающим, да и вообще к кому-нибудь на сцене, не «плотность шуток» — это ерунда, а «плотность смеха». И сразу, плотность смеха зависит не от шуток, а от идей. Хорошо если у вас есть куча идей, но в большинстве монологов достаточно одной (одной, одной) шутки, и ее ловкого эмоционального обыгрывания перед аудиторией. Не, ну серьезно, у дедушки Карлина одна (одна мать вашу) идея на пять минут, но как он к ней подводит, как пробивает, и как выходит из репризы, это роскошь и иллюминация.

Собственно смех, это не шутка. Смех это когда смеются. Шутка это способ выхода на смех если вы дебил, или если вы пробуете воду на незнакомый зал. Дальше лучше использовать всё, что у вас есть, лучше если это будет обаяние и — и! — остроумие.

И если у вас провалятся все шутки, то идея провалиться не может, потому что из неё свет исходит. И вы на сцене всё равно будете молодец и умница. Билл Хикс когда-то об этом говорил, но вы, конечно, не вкурили.

Что там в книге

Набор приёмов, которые дадут вам свободу, чтобы думать. Думать везде, в любой ситуации, при любых погодных и личных условиях.

Я недоумевал, зачем же импровизация в том же Баттле, если это априори самый провальный, не зрелищный, и бестолковый конкурс по отношению затрат времени на результат в смехе аудитории. Так вот, импровизация довольно четко показывает, кто здесь автор, а кто нет, и автор должен выдавать тонны материала в любых стесненных условиях, да без условий, можешь — работай, не можешь, значит ты вот на эти три номера набирал шуток всю жизнь, а жизни в профессии нет. Есть сегодня, когда нужен текст. Иначе нельзя.

Инструменты дают возможность выйти из эмоций и разложить ситуацию в удобном порядке. Нужен тебе этот прием, ты в нём лучше думаешь (деконструкция, синтез и т. д. что там в книге), ну так потратил минутку, нашел варианты, проверил на личное/внешнее, и выдал. На четыре как минимум это сработает, если стабильно выдать четыре на импровизацию, то это будет стабильное четыре, с которым любая импровизация приведет к конкурсу, где уже была долгая (надеюсь) подготовка.

Что я с этим делаю

Не думаю, что этот блог читает кто-нибудь кроме меня, дебила, поэтому какой план.

Во-первых, я понимаю, что любая новая методика поломает сложившийся цикл написания материалов. Такова жизнь. Будет так: интуитивное освоение, механическое освоение, внедрение механики в цикл. Каждое из этих трех событий ведет к тому, что день, два, три из меня будет исходит ад и израиль. Но после этого механика будет моим инструментом.

Во-вторых, я понимаю, что механика меня спасёт на безрыбье, как когда-то простая идея не выходить пустым на сцену. Нужен якорь, которых тебя держит за какую-то левую другую тему, и от нее придумывать импровизацию. Так вот, методика Митрича подразумевает, что тема сама становится якорем. Это мне больше всего нравится. Это лучше и чище.

Сумма.

Я хочу найти свободу в любой точке. Не верю, что есть какие-то условия, чтобы писать материал, когда к тебе приходит. Ты приходишь, садишься, и получаешь столько материала, сколько тебе нужно всегда, везде, и с любой скоростью. Это цель.

Практика — я проведу неделю на каждый приём, то есть писать материал, сознательно себя ограничивая, и мне кажется, что недели на приём будет достаточно, чтобы через месяца три определить выгодные для себя приемы, и пообточить остальные для внезапного использования где угодно. Например, в импровизации.

Цитаты

Ладно, кроме экзекуции, в книге полно хорошего текста, о котором стоит поговорить. Для начала, идеальное определение стендапа.

Инструкция по правильному использованию жизни Мари Оливер:

1. Обратить внимание.

2. Удивиться.

3. Рассказать другому.

Так вот, основная проблема обычно в пункте 2, так как для пункта 1 нужны глаза и уши, а для пункта 3 техника наращивается со временем, но — если нет пункта 2, то не говорите, отдайте это кому-нибудь другому, кого это удивит. Или со временем тема вам опреснела, ну тогда до свидания.

Я пишу это не просто так. В последнее время я много редактирую, потом смотрю, так вот, шутка может быть не очень, но если она попадает в эмоции рассказчика (см. «удивиться»), то выстреливает. И, не смотря на техничность в 3 пункте, даже у хорошего рассказчика есть мёртвый материал. Именно, он не удивляется.

И ещё пишет в книге Марк Белл, актёр и преподаватель пластики Лондонской академии музыкального и драматического мастерства.

В мои обязанности входит обучение молодых актёров работе в комедийных ролях. В основе таких ролей лежит то, что мы называем образом Клоуна. Этот Клоун есть в каждом из нас, и каждый может обнаружить в себе комическую сторону своего «я». Представьте себе, что в большинстве из нас живёт существо, которое мы называем «полным идиотом», и мы всё время пытаемся скрыть это. На первых занятиях мы и занимаемся поиском этого существа, а затем смотрим, какой образ на этой основе можно сформировать, и какой это будет тип идиота.

Ладно вы думаете, что вы умный. Понимаете, в вас есть не просто идиот, у вас есть тип идиота, и построение диалога между вашим разумом и вашим внутренним идиотом — это хорошее описание пути в стендапе.

Короче, хорошая книга, читайте.

  • Ivan Titkov

    Илья, одолжите почитать!

    • mintmintru

      С удовольствием, но через недельку. Сам дочитать толком хочу.

  • Alex

    Тоже хотел купить, но как-то забылось. Пошёл покапать — сделаю себе подарок на НГ.

  • Йау

    Большое спасибо! Книга чудесная!