Что такое стендап (на самом деле нет)

Стендап в Ван Гоге

Люди начали говорить, что получают странное удовольствие от опенмайков как от отдельного действия. Тут, прямо скажем, секрета нет, если заниматься чем-то несколько лет, то результат даже на открытом микрофоне вылезет. Мне же по прежнему не хватает некоторого отношения зрителей к процессу.

Я бы очень хотел, чтобы когда-нибудь, пусть в далёкой перспективе, стендап занял место «простого варианта на вечер». Не особое место, а в ряду, например, «поиграть в футбол» или «прогуляться в лесу», может быть даже «сходить пива выпить», короче, в ряду некой активной для человека деятельности.

В переведённых мною статьях много говорят о тишине в зале, порядке в аудитории, уважении к артисту, всякой такой ереси, где труды оцениваются в благоговейной тишине со счастливыми улыбками и дикими всхлипами радости. Эти же слова (чаще всего с употреблением конструкции «тупые мудаки») я регулярно слышу среди комиков. Зачем это делать в жанре, где реакция определяет вообще всё — ну, если не смеялись, то ты вроде как и не стендап делаешь — вызывает у меня искреннее недоумение.

В этом же и прелесть жанра. Ты должен сделать шоу своими руками. Из ничего. Буквально.

И делать шоу тебе нужно вот с этими людьми. Собственно, они его делать и будут, ты можешь им только помочь.

Живая комедия, наряду с той частью музыки, где можно танцевать — немногие развлечения со сцены, предусматривающие и одобряющие активное участие человека в процессе. И активное участие может быть любым, не только смех, есть ещё поиск новых идей, разбор для себя точек зрения, и, главное для меня, знакомство с людьми на сцене. Это самая волнующая часть, узнать нового человека, что с ним, как живёт, что думает, живой ли вообще — много вопросов, интересные ответы.

Боюсь, что нет даже такой идеи в голове у зрителя, об активности, которую он может получить в живом стендапе, где суть не столько шутка, сколько попадание в чужой контекст, знакомство, новая реальность, в целом то, что называется «хорошее человеческое общение».

Сегодня прочитал какую-то статью про резкое повышение уровня комфорта в домашних условиях, когда можно сделать дом так — при помощи простых средств вроде телевизора — что выходить больше никуда не надо. Человек смотрит телевизор дома, в исключительных случаях одевается и идёт смотреть телевизор на сцене за деньги. В этой парадигме я чувствую себя ненормальным, мне 37, я сделал весь этот необходимый минимум комфорта, но я смотрю на новых людей без гарантии развлечения, и мне это гораздо интереснее, что со мной не так?

Или что со мной так, чтобы вытащить это из меня и донести до тех, кто согласен выслушать?

Сколько я не пишу текстов о серьёзном, а выходят они только о любви.

Метки:

2 комментария

  • Alexander Kolnogorov:

    Это очень важный вопрос — реакция аудитории. Когда я сидел в зале, я всегда честно и откровенно смеялся (иногда, единственный из всех) — но всегда не любил, когда со мной заговаривали и вовлекали в процесс. И, кажется, в этом я не был одинок — единицы любят принимать участие в интерактиве с выступающим. Но когда я начал выступать — эта пропасть между мной и залом начала пугать и сбивать. И действительно:что делать, если никто не смеётся?

    • mintmintru:

      Здесь, кажется, два вопроса, отвечу по порядку.
      1. Вы бы втянулись в минимальный разговор, ну там на уровне «имя» и «чем занимаетесь», это недорого по усилиям и эмоциям. Тут нормально и спасибо, что искренне смеётесь без помощников. Безусловно, комик должен видеть кто готов с ним говорить, а кто нет.

      2. Если никто не смеётся надо что-то менять. Темы, шутки, ритм, интонацию. Подсобрать зал. В конце концов, можно самостоятельно сменить выступающего.