Стендап фестиваль в Москве 2014, мастерклассы (день 3)

В третий день вывесили списки радости, я порадовался за других и пошёл слушать мастерклассы. Всего было три — Слава Комиссаренко и Дмитрий Романов про стендап вообще, Виктор Комаров про интерактив со зрителем, и Вячеслав Дусмухаметов про жизнь.

Слава Комиссаренко и Дмитрий Романов

Лекция получилась немного не лекция, а что-то вроде установочных наметок «как мы это делаем», плюс интерактив с залом. Неким образом сам канал всё это записывал, я не знаю судьбу этих записей, сделал несколько заметок, выкладываю не сортируя — два часа всё-таки.

Предполагаемые вопрос — «как писать стендап?»

Тоже 1000 выступлений — только с целью открытия своего внутреннего голоса. Через 300 примерно начнете быть человеком, через 100 более-менее писать.

Каждая фраза должна оканчиваться шуткой.

Сперва сделай шутку.

Темы

Яркая внешность — бонус для стендапа. Надо понимать что людям кажется ярким, должно соотноситься с пониманием человека, что у тебя внешность яркая.

Смотрите западный стендап.

Копируйте, если вам это важно.

Тема: Комедия наблюдений. Нужно чтобы у людей было понимание с тобой, чтобы это соотносилось с максимальным количеством людей.

Не пишите болты, отборную болтятину. Лучше писать нормальные шутки, просто шутки, сами вылезут 2-3 болтятины.

Читайте Джуди Картер.

Четыре слова отношения очень помогают писать. Грег Дин уан лайнеры.

Хорошо, когда есть материал для определенной аудитории. История про то, как билеты выдали вместо зарплаты, когда пришли тетки с мясокомбината, и там всем всё равно, что у каждой девушки есть парень, который чинит компьютер.

Тема: История. Легкий вариант сорвать смех. Мы делаем. 60-70% истории правда. Максимальный заход шутки это апплодисменты.

Конец каждого блока (бита) был заход в апплодисменты. Тем больше вы запомнитесь.

Если есть возможность 40 минут среднего или пять минут убойного, делайте пять. Не надо писать много сразу.

Смешная шутка заходит всегда и везде, она поможет лучше.

Нужно понимать образ, который может сказать, а может и не сказать.

Честность заметна.

Адекватность.

Не сильно получается шутить про работу. Сталкивается мир про стендап, и про работу. Не веришь, что человек ещё и где-то работает, если у тебя есть фон звезды.

Не сыпаться. Делай вид что все нормально. Расстройся и иди дальше. Остановитесь и поменяйте всё.

Внезапный блок Комарова про актерское мастерство

Акт аут лучше, поэтому мы смотрим телек, а не слушаем радио. Они выгодны для объяснения.

Разница между актером и стендап комиком в том, что ваш партнер — зал. Вы натягиваете нить со зрителем, важно её не оборвать.

Смотреть в глаза. Научиться. Как игра в гляделки.

В стендапе отыгрыш грубый. Обозначать. Одна эмоция.

Отыгрыш должен поднимать. Должен заканчиваться сильной точкой. Отыгрыш должен быть сильнее репризы. Иллюстрация.

Перед выступлением. Размять лицо (голос, дикция). Снять телесные зажимы. Не бухать — не поможет.

Снова Романов и Комиссаренко про «Как писать»

Как пишем мы.

Десять вариантов минимум.

Не нужно было видно, что ты злой. Будьте добрым.

Это стиль жизни. Постоянно на качелях.

Стиль 8 минут за 2 недели.

Вечеринка в среду. Техничка в среду, туда 10 минут. Неизвестно. Будет смешно в лучшем случае 3 минуты, обязательно видео.

Оставил 3, выбросил 7, перспективные шутки оставил.

Дальше 3+2 шутки, тот же процесс.

И дальше по статистике. Нет смысла тащить шутки дальше.

Каждую неделю ты пишешь 50 минут, которые смешно 7.

Темы для стендапа, продолжение

Переход из темы в тему должен быть максимально коротким.

Ты должен писать о том, что вас волнует.

«Живак» - живой пример из жизни, в который ты веришь, пережил.

Не бухайте перед выступлением.

Объясняют «Майдмапы»

Оставайтесь в теме как можно дольше. Пусть будет развитие.

Если ты производишь однозначное впечателине, ты не сможешь всех убедить, что ты другой.

Выступать везде нужно где и как угодно.

Человек напарник. Будьте игривыми — как гомики, только комики.

Занимайтесь стендапом чтобы заниматься стендапом.

Не верю во вдохновение.

Писать нужно для себя, чужие тексты не работают. Выступай сам.

Живите смешными.

Никогда не извиняйтесь.

Максимально реалистичным.

Темы, на которые тебе немного страшно говорить.

Не нужно брать эго, пусть смеялся один — это плохая шутка, нужно чтобы смеялся весь зал.

Максимально сильные стороны. Подтягивайте слабые, но сконцентрируйтесь на сильных.

Когда придумываете шутки — не материтесь, не жестите. Лучше быть приятным человеком.

Не воспринимайте свой монолог, как что-то цельное. Убирайте все несмешное. Как только собрался монолог с хорошими шутками, просто его записывайте.

На корпоративах выступайте как можно раньше, пока люди не набухались.

Виктор Комаров про крикунов (хеклеров)

На деле все смотрели известные ролики про отработку выкриков из комьюнити Allstandup, затем Витя рассказал про свой опыт, в целом три вывода:

  • Не посылайте матом человека
  • Заручитесь поддержкой зала
  • Если это правда, временами лучше свалить

Я не сильно понял, почему этот блок назывался «крикуны», а не «интерактив» — собственно, это же просто лихая часть выступления, не больше.

Скажу так. Выступление — это не текст, это вы, зал, температура, место, город, время суток и истории, выступавшие до вас и после вас, это всё одно выступление, и если кто-то орет с места, то это скорее шанс улучшить. Таже нужно помнить, что вы отвечаете за всё, что сказали, и если вы согласны биться на сцене с человеком физически, то вам и карты в руки.

Ну и смотрите разные чужие ролики, думайте, как бы ответили. Поможет в случае чего.

Вячеслав Дусмухаметов о жизни

Попросил не снимать и не записывать, ну и поделом — была самая полезная часть выступления, которая сильно промыла мозги по поводу связи того, что ты делаешь, с людьми, которым это может быть нужным. После лекции стало резко всё понятно. Приезжайте на фестиваль.

Цитата: «Стендап — это способность выразить мысль минимальным количеством слов».

Бонусы

Кроме того, что я сильно всех задрал вопросами (спасибо за терпение, то ли ещё будет), два тезиса.

Необходимо отходить от реплик вида «я-я» — стендап, сконцентрированный на себе может быть легкой частью репризы, но интересна идея, и ее пропускание через личный фильтр. Будьте интересны через жизнь, через действия с миром. Что вы там какой-то высокий, низкий или угрюмый должно показать выступление, а не прямая отсылка «в лоб».

Пишите много, выступайте много. В целом, когда спрашиваешь совет у любого стендап-комика, любой совет, любой вопрос, сперва отвечают «пишите больше, выступайте больше», и если что, маленький совет на отвлечённую тему. Я сам в начале — давно — думал, что есть какой-то секрет, так вот секрет, видимо, и есть в том, чтобы писать и выступать. Остальное нюансы.

Спросил, сколько люди пишут. В день три листа А4 — это считается немного.

Пополнение библиотеки

Теперь в библиотеке на Мяте есть полные книги Джуди Картер, и книга Грега Дина «Шаг за шагом к стендапу» в русском переводе. Я когда-нибудь доберусь и отформатирую их во что-нибудь типа epub, пока лежат в ворде. Спасибо Славе Комиссаренко.

Список тех, кто прошел в онлайн-трансляцию

Меня там нет, после семинаров и ответов я, кажется, понимаю почему. Нужно возвращаться к тому, с чего я начинал, по тропинке Карлина и Ли, просто учиться попадать в следы, и тщательнее, точнее, смешнее выбирать выражения. Не нужно подстраивать текст и темы под то, что видишь. Нужно быть человеком, определённым человеком с определённым лексиконом, с материалом, подходящим под то, где ты хочешь быть.

И да, писать и выступать.

Все мои материалы про фестиваль

Метки: , , , , ,