Ритм

Сейчас сформировалось внутри меня мнение, что ключевая связь между текстом, подачей и залом — это ритм. Если держать в уме все вещи, которые я читал о выступлении, и вычесть те, которые действуют только в один конкретный момент, то остается структура текста, и ритм. А если принять структуру как отсутствующий элемент (ну нет у меня начала и нет конца, см монти пайтон) — то остается только ритм. Ещё три раза — ритм, ритм, ритм — и я перехожу к делу.

Что это

В простейшем случае — частота, с которой люди в зале смеются. По отношению к базовой форме стендапа — шуткам в одну строку, это можно определить как конец шутки. Обычно люди пишут текст для таких шуток более-менее в одинаковых отрезках, именно поэтому сразу все получается, ритм соответствует фразе, заморачиваться особо не нужно.

Также ритм можно отнести к расстановки реприз в выступлении, и в сборном выступлении — к выходу участников.

Зачем он нужен

Объединение зала — главная задача на публичном выступлении.

Собрать зал, держать внимание, дать свободно смеяться, дополнительно дать понимание времени общих действий. Зал должен идти за тобой, но толкать его невозможно, это должно быть общее массовое желание действовать в интересах других людей (смех коллективное действие). В стендапе этот повод — обаяние, речь, соответствие ожиданиям, ну и материал.

Зал собирается «в ритм». И все усилия в выступлении должны быть направлены на поддержание этого ритма.

Для простоты использую термин «раскачать» — может, так будет понятнее. Когда люди в определённые промежутки времени делают определённые действия. Качают головой. Или смеются.

В чём проблема

В свободе.

Темп и ритм — две разные вещи. Темп относится ко времени произнесения, ритм к повторяемости события. Комики блокируют свою подачу на определенную скорость, высоту голоса, общий звук, длину текста, в результате обладают только одной связкой темпоритма.

Даже постоянные и преданные слушатели могут находится в разных состяниях, например «выходной», «после работы», «ждём другого комика», и так далее. И терять своих прекрасных слушателей на такой лаже, как собственная негибкость просто глупо.

Суть вопроса

Вы должны быть едины с залом, слушать его, отдавать обратно тогда, когда залу будет удобно принять ваш текст.

Понимать, что зал устаёт, бывает нетрезв, хочет в туалет и покурить — сама природа сделала всё, чтобы завалить ваше выступление, даже если люди пришли на вас и в любви с вами. Не боритесь против природы, пытайтесь обернуть все случаи в свою пользу, поставить их в ритм.

Свободно выступать

Да, это опыт, но как набрать его быстрее? Ну, кроме количества выступлений?

Для начала, возьмите свое лучшее выступление, и на открытых микрофонах сделайте специально всё, чтобы его запороть. Прямо отвратительно выступите. Так чтобы ааааа. Показывайте жопу. Материтесь, если не матерились раньше. Читайте медленнее в три раза. Курите по полсигареты между шутками.

Только делайте это сознательно, не надо напарываться, и потом объяснять себе, что это алкоголь, или что там у вас. Вы сознательно должны сделать себе выступление, которое будет говном.

Так вы поймёте, что плохое выступление не зависит от того, что конкретно, и как конкретно вы ведёте себя на сцене. Важно, смотрят ли на вас люди, и готовы ли они смеяться. С вами они, или нет.

Кстати, возможно это будет лучшее ваше выступление.

Дальше поработайте с темпом. Читайте быстрее, медленнее чем обычно. Вы поймёте что от скорости зависит, прежде всего, понимание текста, и, в базе, одна медленно прочитанная шутка работает лучше, как три быстро прочитанные шутки в том же ритме.

И, главное, что развяжет вам руки, попробуйте через одну шутку читать не шутки (начните с очень хорошей шутки). Это очень странный эксперимент, он покажет вам, что вы можете читать и не шутки, главное — в ритм. Это прямой путь к рассказу.

Верните себе паузы

В ритме важно не содержание (это для редактора), гораздо важнее пространство между содержанием — оно определяет ритм.

Почитайте про музыку, там есть понятие такта. Представьте, что ваша шутка это два такта, где полтора идет заход, затем пауза, затем отбив. Так вот, раскачав зал, вы можете пропустить сколько угодно тактов, и начать заново в той же энергии.

Научитесь молчать.

Пауза — это не «замер». Выступление продолжается. Двигайтесь. Изображайте что-нибудь на лице. Попейте водички. Посмотрите в окно. Подмигните кому-нибудь в зале. Сделайте постороннее замечание. И возвращайтесь в такт.

Набор юного спасателя

Итак, у вас всё плохо. Зал вас не слушает.

Заткнитесь

Продолжая то, что не заходит, вы продолжите не заходить. Потеря внимания на сетапе гарантирует провал шутки. Остановитесь. Посмотрите в зал. Опустите микрофон. Расслабьтесь. По крайней мере, пока вы не говорите шутку, вы не проваливаетесь.

Послушайте зал

Когда зал вас не слушает, он слушает кого-то другого. Послушайте, о чем говорят люди, их темы, скорость речи, интонации. Определите группы людей в зале, столики, которые звучат одинаково. «Пощупайте темноту.» Поймите их ритм.

Опишите ситуацию

Тут вы можете уйти (кстати, вполне нормальный вариант, только вам вряд ли заплатят), но если остаётесь, то лучше снова познакомиться с залом. Заново его собрать, проехаться на погоде и новостях. Просто рассыпали лукошко, остановились, собрали, поехали дальше.

Важно! Ни в коем случае не начинайте читать заново материал. Даже полшутки. Этого материала для зала не существует. Он уже не зашёл, нечего воскрешать мёртвых. Просто продолжайте.

Реанимация

Ой, совсем плохо, прямо тонем-тонем-тонем.

У вас должно быть две-три репризы, которые вывозят вообще везде. Это должен быть юмор за гранью фола, опробованный на многих типах публики, чем чётче и понятнее, тем лучше. Мужчина / женщина, секс, смерть, жизнь, в общем, всё то, что считается среди комиков неприличным к разработке. Пусть говорят что угодно, другие комики деньги вам не платят. Есть зал, есть выступление. Пора мочить что есть.

Развитие

Если вы научитесь нормально держать ритм, у вас появится приятная свобода им играть (см. полиритмия в музыке). Например, понятно задав и поддерживая ритм, вы сможете управлять выступлением, ужимать длинные фразы на скорость, вальяжно делать паузы, говорить со зрителями и возвращаться в выступление ровно тогда, когда нужно.

Ускорять к концу монолога, и выводить в разрыв сильным акцентом.

Паузы, паузы, паузы делают смех качественнее.

Главное — рационально экспериментируйте. Читайте медленнее, быстрее, делайте паузы побольше между шутками (нередко при этом у вас будет больше смеха, вам может понравиться). Сделайте себе диапазон, так вы можете быстрее войти в зал.

Сборные концерты

Первым должен выходить комик, который несёт максимум энергии, и так же нужно чередовать волнами подачу (примитивно громко — тихо — громко и тд). Если делать всё особенно правильно, то завершать маленьким блоком должен тот комик, который лучше всех зашёл, при прочих равных — с большей энергией.

В концерте слушайте темп, который задаёт тот комик, который лучше всех заходит. На смехе начните себе стучать рукой по бедру, или кивайте головой, поймите примерно его ритм, сегодня зал примерно там. Если этот ритм вам не подходит, и вы не можете увеличить/уменьшить его кратно, просто потратьте минутку на разговор с залом, начните в ритме того комика, и приведите к своему. Так тоже можно. Только не потеряйте по пути.

Если лучше всех конферансье на концерте, то идите в ритм конферансье. Передразните его, например. Работает.

Дополнительные преимущества

Ритм позволяет пронести сложный заход без потери внимания. Если вы помните, что шутка с неусвоенным заходом не работает при любом уровне идеи. Можно вносить заходы по два-три раза при хорошем ритме (см. Джордж Карлин).

Можно упаковывать средние и совсем неважные шутки между хорошими, такое тоже бывает нужно.

Можно читать длинную шутку среди коротких. Просто длиннее ровно в два раза по времени (при прочих равных).

Свобода.

Ограничения

Безусловно, набор опыта не ограничивается ритмом. Надо так же набирать материал, составлять архив, делать актёрку, голос и всякие другие полезные штуки.

Обаяние, опять же.

Книжки, там, читать.

Маленькое замечание в конце

Если у вас не получаются рассказы, это хорошая практика — дать задний и понаписать двадцать-тридцать шуточек в линию, вспомнить навык. Ритм сам ляжет в руку.

Ну и да, нужно вставлять шутки в выступление. Не забывайте.

Я пишу для того, чтобы выложить и упорядочить то, что у меня в голове, поэтому, может уже через год, я сам буду сильно удивлён этим текстом. Подписывайтесь на группу в контакте, и в фейсбуке.