Продолжение Афиши про стендап

Александр Долгополов

Сегодня вышла очередная статья из номера «Афиши» про текущее состояние юмора, эта статья уже непосредственно про стендап (не то что две предыдущие).

Вот статья, все окружающие меня люди со слезинкой в тексте цитируют (я не знаю как склоняется эта фамилия) Александра Кападя (хм):

…Есть люди, которые приходят к этому через КВН, но они конченые. КВН уничтожает, полностью перемалывает личность. Выступления всех посткавээновских комиков выглядит как нечто наштампованное. Там нет естественности. Они просто рассказывают шутки на сцене, но боятся быть смешными, прячутся за своим материалом. Может быть, КВН и дает какие-то положительные качества, но в большинстве случаев это отребье, которое нужно сжечь…

И так далее.

Чуваки, короче, хочу сказать, что вы все (не, не так — ВЫ ВСЕ) заебали со своим КВНом. КВН туда, КВН сюда, я КВН, он не КВН — какое это имеет отношение лично к вам?

Скажу больше, если вы сочиняете шутки в рамках правил — как-то вами понимаемых — КВНа, то это не имеет значения для зрителя в зале. Ему всё равно, он хочет смеяться. Делаете смешно — дай бог вам здоровья.

Если вы сочиняете вне КВНовских шаблонов сознательно, то есть шутка должна быть как можно дальше «не КВН», то вы скорее мудак, чем хороший автор, потому что вы за каким-то чёртом делаете себе бесполезное ограничение. Больше того, этот подход означает, что КВН всё еще занимает огромную часть вашей головы.

Основная претензия к КВНу в голове и делах — не за этим мы стендап делаем, «мы», в смысле, люди, которые по каким-то причинам искали новую форму, удобнее, лучше для себя. Я бы выразил это словом «стиль», и хорошо, когда он у тебя хотя бы в зачатке.

И не всем подходит один стиль «стендап», про себя я знаю, что мне нравятся истории, общественно-политические (простите) темы, работа от себя и про себя, нездоровый цинизм и свободное обращение с формой, способность превратить ситуацию в шутку без абстракции. И идеи, главное, чтобы внутри шутки была мысль. Это мои личные претензии, под которые, честно говоря мало кто подходит, и в своём отношении к происходящему на сцене я оперирую двумя линейками — «моё / не моё» и «смешно / не смешно». Ничего страшного, когда человек со сцены читает чистый биатлон, думаю, Джесельник неплохо бы управлялся с этим жанром. Просто мне лично этого не надо.

И это большое счастье, чувствовать что ты говоришь своим голосом, тебе не надо метаться (ты будешь метаться, конечно). Можно просто копать вглубь, когда ты можешь говорить. Когда тебя можно отличить не только по лицу, но и по всему остальному, что называется в крайнем приближении «материал» и «подача», а в сумме как раз «стиль».

Что я хотел сказать своим выступлением.

Писать шутки, держать микрофон и смотреть в зал — это не суть, а начальная форма стендапа. Дальше ты всю жизнь полируешь свой стиль. Лично свой, больше ничей. Это и есть самый большой дар стендапа — быть самим собой. Редкая возможность.