Вещи, которые я понял в стендапе (33): Тони Ковардс

Тони Ковардс

Тони 46й самый влиятельный комик в твиттере (если не учитывать всех остальных комиков), стреляет миллионами панчлайнов, и средний комик знает меньше шуток про туалеты на заправках, чем Тони забыл. Читаем (мноооогоооо):

Будьте всегда пунктуальны и выделяйте себе достаточно времени, чтобы добраться до места выступления. Планируйте заранее где вы будете парковаться, или как вы будете добираться от вокзала. Запас времени позволит вам и промоутеру обойтись без стресса. Стендап и так довольно эмоциональная вещь, и экономьте время, если вы, конечно, не адреналиновый наркоман.

Я знаю, что некоторые комики будут не согласны, но всякий раз, когда выходите на сцену, постарайтесь получить смех в течение первых 10-20 секунд. Постарайтесь быть уверенным, и не нуждающемся в смехе, но быстрый результат позволит аудитории расслабиться, и больше вам доверять.

Смешные пять минут лучше, чем так себе десять. Вам следует всегда оставлять зал в желании продолжения, а не смотрящими на часы в ожидании лучшего комика. Если вас наняли на пять минут, делайте отличные пять минут, не поддавайтесь искушению растянуть до 7-8.

Если вы задаёте вопрос аудитории, во время номера или как конферансье, имейте варианты реакции на любой возможный ответ, в том числе соврать или заткнуть кого-нибудь, подготовьтесь к любому развитию событий. Если вам пришел ответ, к которому вы не подготовились, запишите его, и подготовьте ответ на будущее.

Говоря об обслуживании, помните, что ночные продавцы на заправках сдерут с вас три шкуры. Отправляясь на выступление, захватите с собой еду и напитки, и сразу заправьтесь на нормальной заправке. Вы должны всё подготовить так, чтобы не останавливаться по пути домой. Сосиска в тесте из супермаркета стоит 30 рублей, на заправке она же стоит 200 рублей.

Я знаю, что многие комики говорили об этом, но этого не может быть слишком много: будьте доброжелательны со всеми, с кем работаете. Будьте доброжелательны ко всем на площадке, к покупателям, работникам бара, вышибалам, промоутерам, даже если вы находитесь в плохом настроении. Комедия это «человеческий бизнес», постарайтесь нацепить свое самое лучшее выражение лица и хорошо относитесь к людям, даже если они полное говно (это не относится к вашему выступлению, если вы на сцене, и кто-то в зале ведёт себя как козёл, вербально выпотрошите его.)

В шумной комнате есть соблазн говорить громче, и это превращается в гонку «кто кого перекричит» между вами и аудиторией, и ситуация становится хуже. Лучшей тактикой будет помолчать подольше и начать говорить ТИШЕ, этом может показаться нелогичным, но молчание со сцены часто может собрать больше людей, чем крик.

Не оценивайте аудиторию до начала выступления. Я заходил в комнату, полную поддатых быков, и это был один из лучших концертов; с другой стороны я входил в комнату, полную прекрасных, интеллигентных и щедрых людей, и наглухо проваливался.

Пишите каждый день. Это не обязательно должен быть материал или шутки, но «письмо» — это навык, положите на это пару часов в день, и уже через несколько месяцев ваш навык улучшится.

Никогда ничего не выкидывайте, вам может показаться, что вы сейчас написали худшую шутку на свете, но когда через неделю вы посмотрите на неё свежим взглядом, или через месяц, или через годы, вы можете повернуть ее под таким углом, что это будет ваша лучшая шутка.

Держите ноутбук или телефон под рукой, чтобы успеть записать мысль в любой момент. Вы можете верить в то, что удержите в памяти роскошную фразу или оборот, но уже через 15 минут она растворится в никуда.

Когда вы пишете, уберите все отвлекающие моменты, выключите радио, телевизор и, если возможно, интернет. Писать тяжело, нет мгновенной обратной связи и подтверждения правоты, из-за которых, скажем прямо, большинство и становится стендап комиками. Вам нужно быть полностью сконцентрированным, но, парадоксально, вам нужен вход для погружения, никогда не смотрите на чистый экран, или на чистый лист бумаги, потратьте время на быстрое изучение новостных лент или газет, записывая всё, что привлекло ваше внимание, все, что сразу запрыгнуло к вам в голову. Если я пишу актуальные шутки, я беру заголовок новости и, в самом начале, я просто записываю что пришло в голову, всё, что напоминает о теме, смешные слова, всё, что может быть отправной точкой. Это ваше сырьё, чем его больше, тем больше шуток вы сможете сделать.

Не бойтесь писать шлак. Все писали шлак, Диккенс, Шекспир, Милтон Джонс, Вуди Аллен, кого вы там считаете самым крутым писателем — делали абсолютное дерьмо. Письмо, в конечном счете, игра чисел, если вы пишете много шуток, где-нибудь по пути вы напишете несколько очень смешных шуток. Нет смысла быть перфекционистом, добивать каждую линию до упора, просто напишите как можно больше, и отделите зёрна от плевел.

Писать это переписывать. Не знаю, кто первый это придумал, но это правда. Искушение сразу праздновать после того, как вы написали шутку или кусок материала велико, однако это только начало. Эту шутку надо отредактировать, исполнить, пересобрать, немного улучшить и постепенно довести до самого лучшего состояния. Временами нужно больше уделить внимания исполнению, чем тексту, временами панчлайн нужно дополнить наглой улыбкой или диким взглядом, временами нужна пауза перед панчлайном, или, временами, это всё-таки просто не шутка.

При возможности записывайте свои выступления, и слушайте или смотрите их несколько раз, попробуйте отметить, что работало лучше, чем обычно, или что работало хуже, чем вы ожидали, попробуйте найти причину — что вы делали, промямлили важное слово? Кто-нибудь что-нибудь крикнул в неподходящий момент? Ваш язык тела или ваша подача придали шутке дополнительный оборот? В следующий раз сделайте всё, что пошло на пользу шутке, и не делайте ничего, что эту шутку портит.

Если у вас есть шутка, которая очень похожа на другую, которую исполняет другой, более известный комик, выкиньте её. Даже если вы начали исполнять её одновременно, вы, как менее известный комик, не уйдёте от обвинений в краже материала.

Выкидывать старый материал под замену на свежие шутки всегда хорошая идея, но не делайте это разом, особенно если вы заменяете всё выступление целиком в оплачиваемый вечер, вам понадобятся стальные яйца.

В 99% случаев краткость это суть остроумия, и если есть слово в вашем сетапе или панчлайне, которое ничего не добавляет — выкидывайте это слово из шутки. Выкидывайте все посторонние слова. Тем не менее, это не абсолютное правило, иногда для ритма или для того, чтобы аудитория догнала суть, требуется добавить «мост» (несколько дополнительных слов), но это очень редкое явление.

Если вы пишете шутки в одну строку, чаще удобнее начинать с панчлайна, и писать в обратную сторону (вроде как метод зеркального письма Да Винчи). Это гораздо, в разы проще начать с потенциального панчлайна, и дописать сетап, или пачку сетапов.

Станьте лингвистической сорокой. Панчлайны, особенно для шуток в одну строку, это риторические фразы, идиомы и общие слова. Выуживайте те устоявшиеся выражения, которые люди используют ежедневно, часто чем популярнее фраза, которую вы используете в панчлайне, тем смешнее будет шутка.

Твиттер это отличная практика для написания коротких и содержательных шуток, но помните, что шутка написанная не всегда работает вслух живьем, и, с другой стороны, шутка, не смешная в тексте, может работать от вашей уникальной подачи.

Знайте, где вам нужно ожидать смех. Когда вы пишете материал или блок, у вас должно быть точное понимание, где вы ожидаете смех, смешок, или, в конце концов, кривую ухмылку. Я слышал многих комиков, просто загоняющих текст, без понятия где должен смеяться зритель. Даже комики, рассказывающие истории, держат в тексте «точки смеха», прописанные в течение номера, это может быть не чистая шутка, но это весёлое утверждение, или впечатляющий поворот, или фраза, смешной маньеризм, что-то, что сохранит внимание публики, пока вы идёте к развязке.

Совет, который я даю новичкам. Запишите полностью ваше выступление на бумаге, затем возьмите маркер, и отметьте те места, где должны смеяться. Вот где есть большие белые пустоты без отметок, там нужно получить смех.

Потребляйте как можно больше комедии, особенно в начале пути. Просмотр профессионального комика субботним вечером в большом клубе даст вам больше, чем десять открытых микрофонов. Также смотрите новичков, и отмечайте те моменты, где они ведут себя не как профессионалы, учитесь на чужих ошибках.

Не относитесь параноидально к промоутерам. Вы можете думать, что Джо Большие Картофелины не ставит вас на сцену, потому что ему не нравится как вы работаете, но на деле может оказаться, что у него ещё 100 вариантов кого можно поставить в это время.

Все в тусовке любят сплетни, но постарайтесь сильно не распускать язык, помните, что всё, что вы говорите о ком-то, обязательно вернётся к вам в какой-то момент. Не говорите плохого о человеке, пока вы не готовы сказать ему это в лицо. Но должен сказать, сплетни сильно скрашивают дальнюю дорогу.

Старайтесь учиться из каждого вашего концерта, и вдвойне из неудачных. Ваш провал всегда хорошая причина понять, что делать стоит, а чего делать не нужно.

Когда разбираетесь с крикунами, попытайтесь сопоставить свой ответ с тем, насколько остроумен крикун, и насколько аудитория вас поддерживает. Если вы проваливаетесь, не ожидайте поддержки аудитории. Также не рассматривайте каждого крикуна как соперника, если он кричит что-то действительно смешное, просто посмейтесь над этим, проявите человечность и продолжайте, вам не обязательно каждого противника вбивать в пол.

Усвойте, что у людей очень малая концентрация внимания, и люди, которые начинают говорить, даже не подозревают, как их разговор мешает всем, так что, в первую очередь, будьте рассудительны и дипломатичны, когда просите их заткнуться, не переходите в режим атомной бомбы сходу. Я видел много комиков, которые переходят в режим артиллерии при первых признаках разговора, страх это совсем не то же самое, что уважение.

По возможности смотрите шоу с самого начала, вещи, происходящие в начале, могут украсить ваш выход, сделать его гораздо смешнее. Например, ваш материал про водопроводчиков может стать гораздо смешнее, если вы услышите, что в разговоре MC с Марком оказалось, что Марк — водопроводчик. Любые шутки или материал, которые можно персонализировать с аудиторией — всегда работают немного лучше.

Это материал с сайта Джо Кауфилд из серии «что я понял о стендапе».