Организация простых приездов

Организация небольших концертов для приезжих комиков с материалом на 20-40 минут.

Основная проблема в том, что большинство организаторов на дистанции 20-40 минут мыслят идеей большого концерта, где есть огромный движ и другие какие-то грандиозные вещи. На деле вполне реально сделать приезд одного хорошего комика приблизительно в рамках обычного открытого микрофона без особого напряжения.

Здесь я не рассматриваю длительные партнерские отношения с заведениями, старых спонсоров и так далее, если они у вас есть, это хорошо, если у вас есть бюджет, но эта статья именно о быстрой организации концерта без ничего в прибыль для всех.

Ограничения

  • У комика должны быть 20-40 минут действительно хорошего материала.
  • Комик должен быть достаточно неизвестен, чтобы ставить планку на 2-4 тысячи рублей за выход с этим материалом.
  • Концерт должен быть в прибыль организатору.

Зачем это нужно организатору

  • Делать качественные мероприятия малой кровью — на одних открытых микрофонах не проживёшь.
  • Поддерживать темп стендапа за небольшие телодвижения. Спонсорам не сильно интересно раз в месяц делать мероприятия, желательно движение раз в неделю.
  • «Откатывать» комиков для приглашения на большие мероприятия с малыми рисками.

Экономика стендап-комика, базовый расчет

По деньгам основную долю гонорара для неизвестного комика составляет дорога. Сутки проезда на поезде в любую сторону (плацкарт) стоят примерно 1500 рублей. Это где-то 2000 километров.

Второй момент — проживание и питание. Хостел стоит 400 рублей в сутки, питание на выбор, но примерно 200 рублей за столовую в городе.

Итого затрат за факт приезда на день приблизительно 4000 на человека на максимальном расстоянии.

Остальное гонорар.

Экономика организатора

Один выход на 20 минут на рядовом открытом микрофоне без напряжения для организаторов даёт 3-6 тысяч рублей, включая всё. С напряжением можно довести цифру до 10 тысяч рублей. Берём зал в 50-100 человек максимум, это среднее кафе / паб / бар в областном городе.

Соответственно нужно найти модель, при которой все получат деньги — комик, организатор и заведение.

Продукт

Зрители не собираются на процесс, зрителей интересует продукт. Описываете: формат, жанр, темы, участники и время. Как только все пять параметров ясны — можно объяснить всем что будет происходить и начать продажу.

Обычно продаётся в заведение мероприятие длительностью час-полтора в жанре стендап, обозначаются темы хедлайнера и его же лицо. По умолчанию на лицо никто не приходит — известные люди за такие суммы не ездят, приходят на темы.

Неизвестный привоз всегда тематический. На эти темы будете собирать аудиторию.

У кого деньги

Деньги у зрителей. Вы как организатор продаёте зрителей всем — заведению, спонсорам, партнёрам. Стендап как факт никому не интересен. Интересны люди, которые придут в помещение.

Поэтому прежде всего сделайте портрет аудитории. Платёжеспособная публика (закажет что-нибудь в кабаке) с хорошими манерами (не будет портить имущество и буянить), нужного всем возраста (25-35 в зависимости от тем хедлайнера).

Что говорить заведению

Бронируйте на неизвестных комиков прежде всего некассовые дни — понедельник-четверг, воскресенье. Для любого кабака забитый зал в эти дни за счастье.

Объясняйте про аудиторию и формат. В большинстве заведений к первому концерту в формате «местные + хедлайнер» относятся осторожно, плюс, чтобы не тратить вам материал, лучше сделать «опенмайк + хедлайнер» или «конкурс + хедлайнер». Конкурс лучше, так как спонсоры любят давать небольшие призы.

В сумме не больше полутора часов.

Вряд ли останутся на танцы, это может быть хорошо, потому что придут другие люди танцевать и заведение сделает два чека за вечер. Если это пустой вечер, то в принципе будет чек. Помните, что заведение теряет каждый день до 10000 рублей — я всё ещё про посадку 50-100 человек — и для них важно заполнить пустые дни.

Что говорить спонсорам

Ваш капитал — это аудитория, но на деле вы продаёте билеты на своё мероприятие по повышенной цене.

Спонсор ставит стойку, разыгрывает свою услугу и так далее. Ставьте небольшой прайс, чтобы делать это регулярно. Для примера, в небольшом областном городе продать столик на четверых за 3000 рублей в сумме в обмен на стойку с рекламой гораздо выгоднее, чем собрать 15 человек за 200 рублей. Думайте ресурсами.

Сразу говорите, что на определенную сумму определённое количество билетов. Прибавьте, что самим можно не ходить, но билеты они могут разыграть в своей группе в контакте — так они получат лишнее smm действие, а вы рекламу на их аудиторию. Все в плюсе.

Для любой организации сумма в 3-4 тысячи рублей раз в две недели / раз в месяц достаточно небольшая, главное — показать результат. Поставьте их рекламу рядом со сценой, попросите фотографироваться с комиками на фоне этих стоек, оформите фотоотчет и благодарственное письмо после мероприятия.

Кто спонсоры — все бодрые ребята. Бессмысленно звать на локальные мероприятия большие бренды, они работают с людьми из телевизора. Но небольшие вещи, вроде салонов красоты (барбершопы), разные квесты, кальянные и так далее — они вполне нормально размещаются на небольшие суммы и дают сертификаты на розыгрыш. Можете взять несколько конкурентов одновременно, главное, предупредите всех.

Старайтесь придумать бартер. Бартер с хостелом, бартер с такси — всё, чтобы уменьшить расходы. У вас билеты, у них услуги. Обменять на билет выгоднее, так как зритель вполне может заказать поесть и выпить, что порадует заведение.

Старайтесь сразу говорить о перспективе, о нескольких мероприятиях в месяц. Так у вас появится более-менее стабильная база людей, к которым вы можете обратиться.

Не печатайте пресс-волл, это ни к чему на маленькое мероприятие. Просто соберите небольшие стойки (пауки) — они у всех есть. Экономьте везде где сможете.

В отчёте спонсору укажите:

  • Сколько людей собралось
  • Ссылку на фотоотчёт
  • Пару фотографий на фоне их логотипа
  • Обязательно поблагодарите за сотрудничество

Не стремитесь за полной оплатой всего привоза одним человеком. Лучше работать с несколькими людьми, так вы сможете сделать ротацию спонсоров, если один из них не сможет дальше с вами работать. Такое бывает, это естественный процесс.

Информационные спонсоры

Работайте с радио и газетами, но также используйте городские группы в контакте. Дайте им пару билетов, но контроль работы за радио и газетами довольно тяжёлая вещь. Гораздо проще с группами, отдайте 2 билета за сотрудничество и сделайте один или два розыгрыша. Не разыгрывайте в своей группе, пусть это произойдёт на большую аудиторию.

Иногда — хотя часто — просят деньги за пост, не делайте постов просто рекламных. Делайте конкурсы, в общем, посты без вовлечения работают не очень.

Помните, что цель всего действия с информационными спонсорами — это привлечение аудитории. Если люди не приходят значит такой спонсор не нужен.

Кросс PR

Если у вас есть возможность на мероприятии сделать дополнительные вещи, особенно благотворительные действия — собрать немного денег на что-то — дайте столик этим людям и отдельно объявите о сборах на определённую цель.

Такая штука сработала, например, в Саратове — частью шоу был сбор денег собачкам на еду (собачий приют), группа приюта была размером примерно в 10000 человек, это было в 10 раз больше, чем группа мероприятия. Получились кросс-посты, взаимная выгода, фотографии, выезд, разное. Полезно всем.

Работа с заведением

Во-первых договоритесь, чтобы покормили привозных артистов. Желательно обедом (бизнес-ланч) и перед выступлением. Это должен быть ваш минимум с площадки. Если этого нет сразу ищите другую, тут глухо всё.

Во-вторых, договоритесь хотя бы о частичном взносе в фонд привоза. Если заведение продаёт спирт и кальяны, для него нормально будет на полный зал отдать 3-5 тысяч рублей. Это покроет хотя бы билеты и хостел.

Не берите много денег, лучше сделать несколько последовательных мероприятий, чем одно и потом сидеть в жопе без партнёров. Стройте доверительные отношения с площадками, со временем вы поймёте, какие суммы на привоз для них адекватны.

Помните, что чек в стендапе не такой большой, как, например, на музыкальном концерте. Люди меньше пьют и едят, мало дозаказывают в процессе, редко остаются после мероприятия. Уважайте чужую прибыль.

Отношения с комиками

Начните с того, что обозначайте гонорар включая оплату билетов и проживания. Не занимайтесь логистикой, просто сообщите, что в определённый день комик должен быть на месте. Нужно — прилетит, но люди для экономии самостоятельно разберутся с проездом, жильём и питанием. По крайней мере, вы можете со всем этим помочь, или попросить ваш маленький кружок стендапа найти для человека спальное место и покормить его без изысков.

Минимально вы должны покрыть деньгами проживание и питание. Я понимаю, что есть фраза «сколько соберём», но поиск спонсоров реально занимает дня три, если вы чётко знаете что предложить и у вас есть фотографии с уже проведённых мероприятий.

Попытайтесь назначить комику ещё один выход в тот же день. Выберите несколько заведений, которые подходят под его материал, и просто договоритесь о коротком выходе за 2-3 тысячи на одного без привлечения народа. При наличии видео и вашего обаяния вы можете продать ещё и себя как разогрев. Обычно это срабатывает для заведений на разных концах города, или в ближайшем пригороде.

Если комик не дурак, он будет пытаться назначить выступления в ближайших городах. Постарайтесь помочь ему, поищите заведения по области, где он может выступить на следующий день. Договоритесь на сумму, возмите себе тысячу с выступления если без вашего участия и пусть сам добирается — включите дорогу/проживание в оплату, в райцентрах часто гостиница и кабак в одном доме у одного владельца.

Промо

В базе у вас должны быть:

  • Коммерческое описание комика, т.н. «биография».
  • Его фотка, где он выглядит как нормальный человек.
  • Афиша мероприятия, ваша обычная афиша с указанием хедлайнера.

Плюсом будут:

Записанное на видео приглашение

Попросите комика, чтобы он не только приглашал на концерт, но и рассказал о себе, повторил биографию и основные темы, на которые шутит.

Профессиональная запись выступления

Хорошо если есть что-нибудь успешное из телевизора, но, обычно, это успешное повышает стоимость комика до десятки за выход плюс проезд. Мы сейчас говорим о комиках без публичной биографии, поэтому если есть качественная запись хотя бы части материала, лучше в определённый день её выложить. Не стесняйтесь что этот материал будет на концерте, за этим же и придут люди.

Рекомендации

Если есть более успешный комик, который может порекомендовать хедлайнера, и есть видеозапись этого (хм) — это подарок.

Медиаплан делайте на неделю-две. За одну неделю реально собрать человек 50-100 и найти спонсоров.

Делайте посты максимум раз в день, но с разной инфой. Оформляйте отдельно биографию, отдельно афишу, отдельно приглашение, отдельно примеры, за пару дней сведите всё в один пост. По возможности работайте по этому медиаплану с информационными спонсорами.

Не забудьте план зала, обозначьте столы и сделайте предварительное бронирование.

Сам концерт

Ну вы открытый микрофон проводили уже, тут просто человек с проверенным материалом выйдет, и всё.

Предпочтительный тайминг 40 мин местные + 20-40 мин хедлайнер.

Не забудьте:

  • Сделайте запас дополнительных сидячих мест, это могут быть раскладные стулья.
  • Делайте выступления местных комиков быстро чтобы публика не сварилась до хедлайнера.
  • Сделайте все спонсорские объявления и розыгрыши до хедлайнера.
  • Сами слушайте и смейтесь над материалом, помогайте публике.
  • Спросите во сколько закрывается кухня чтобы гастролёр не остался голодным.

Комикам

Жрите диетическое, неумеренное питание в дороге может сорвать вам дно. Как и хреновое бухло. Берегите себя.

В принимающем заведении кушайте скромно, всегда есть куриный суп и макароны. Владелец забудет сколько вложил в ваш гонорар, но точно запомнит, на сколько вы нажрали по меню.

Всегда планируйте серию концертов. Каждый следующий концерт повышает прибыль от всех концертов примерно на треть из-за удешевления переезда.

Считайте не только свои деньги. Старайтесь принести максимальную выгоду принимающей стороне. Это называется «адекватность».

Можно выступать в одном и том же городе примерно раз в полгода, но привозите как можно больше нового материала.
Всегда помните, что каждый концерт на этом этапе — работа на будущее.

Резюме

В быстрой организации концерта особых трудностей нет. Главное — исключить логистику из ваших забот и не пытаться получить всю сумму с входных билетов, это путь к печали. Будьте бодры, ищите партнёров, делайте стендап и выделяйте диван приезжим.

Не стесняйтесь брать комика за неделю до мероприятия, вы всё успеете, если слегка подсуетитесь. У вас и так открытый микрофон, будет открытый микрофон качеством повыше. Что само по себе и неплохо.