Это лекция с TED, в которой Джулиан рассказывает об управлении звуком в общении. Здесь речь идет именно о звуке, отношении и окружении, плюс дается пара интересных заключений, и упражнения на подготовку к выступлению. Поскольку лекция на английском (свежая, субтитры на русском будут позже) — дальше расшифровка на русском основных тезисов.
Основной вопрос выступления — как говорить, чтобы изменить мир.
Привычки, которые нужно исключить
- Сплетни
- Осуждения
- Негатив
- Жалобы
- Оправдания
- Ложь
- Догматизм (жесткую интерпретацию фактов)
База для хорошей речи
- Честность — быть прямолинейным и понятным
- Аутентичность — не изображайте кого-то, будьте собой
- Цельность — держите слово, делайте что говорите
- Любовь — желайте людям добра
На английском это звучит как Honesty, Authenticity, Integrity, Love. Первые буквы складываются в слово HAIL, которое обозначает, в том числе, «энергичное приветствие». Ничего дополнительного, просто красиво.
Это была часть про то, «что» говорить. Не менее важно «как» говорить.
Инструменты для произнесения важных вещей
- Место внутри вас. Говорите из груди. Говорите всем телом. Мы выбираем политиков по голосу.
- Тембр — это восприятие вашего голоса. Глубокий, раскатистый, на вкус как горячий шоколад.
- Интонация — выделение частей тоном. Антоним — монотонность. Для примера, интонация отделяет вопрос от утверждения, и утверждение от сарказма.
- Скорость. Выбирайте в зависимости от вашего темперамента. На другой стороне от скорости — молчание. Молчание это тоже хорошо, это основная часть разговора.
- Высота. Управляя этой величиной, вы передаёте эмоции.
- Громкость. Подбирайте под ситуацию, говорите громко когда надо, и тихо, чтобы вас слушали особенно внимательно.
Все эти параметры стабильно развиваются из упражнений. Наймите тренера, пройдите курсы, делайте упражнения.
Разминка перед выступлением
Все упражнения стоя, несколько раз (смотрите видео примерно с восьмой минуты если непонятно, там понятно).
Грудная клетка.
Поднимите руки вверх через стороны. Опустите руки одновременно с шумными выдохом на «Ааааааааа».
Губы.
Говорим «Бо» много раз, резко выталкивая звук.
Дальше «ппппппррр», выдыхая через расслабленные губы (я называю это упражнение «лошадкой»).
Язык.
«Ла» с широко окрытым ртом.
«РРРрррррр».
Работа с изменением тона, сверху вниз: «УИИИИИииииииииооооооооооИИИИИИИИиииииоооооооо».
И что с этим со всем
Сейчас мы, в принципе, здесь: из-за серии недостатков (начало лекции, полный список) через шум и плохую акустику мы получаем плохой разговор.
Нужно бы так: сильная речь в хорошей акустике ведёт к осознанному восприятию ваших слов.
И глобально: в осознанном состоянии мы передаем в хорошем дизайне сообщение получателю.
Спасибо.
Что я об этом думаю
Это уже пишу я, Илья Якямсев, чтобы вы не путали меня с ещё одним налысо бритым мужиком, вызывающим у вас благоговение и положительные эмоции.
Для начала, лекция даёт хорошую, вполне рабочую структуру оценки своих выступлений, пусть с частью «смысл» тяжело, но технически оценить речь вполне можно. Мне нравится хорошее раскрытие понятия «аутентичность», у меня были большие вопросы с постановкой голоса, когда я видел упражнявшихся в речи людей, и их голос был такой, будто их озвучивает другой человек. Это выглядело адски, и уж точно хуже, чем их естественный голос. По крайней мере, я бы не так сильно удивился.
Также меня занимал вопрос как говорить «своим голосом». Я часто это вижу у хороших ораторов и актеров. Но часто вижу у потоковых выпускников чего угодно, форма вроде нормальная, но не нужно, спасибо — лично мой текст я не могу говорить вот этим усреднённым.
Лучшая иллюстрация подхода и аутентичности — сам Джулиан. Мне очень понравилось, как он «цельно» говорит. Речь интегрирована в человека с учетом, что в человеке есть не только речь, но и другие параметры.
И расширяет понимание темы просмотр остальных лекций Джулиана на TEDе. Там становится понятно, что он работает консультантом по звуку (хорошая профессия), и занимается именно составлением среды, и согласованием этой среды с человеком.
В одной из лекций у него есть интересная мысль, что человек это совокупность ритмов всего себя, внутренних органов, мыслей, знаний, движения; и всё это составляет в музыкальном плане сложный аккорд. И цель работы с собой — настройка этого аккорда в гармоничное для вас состояние.
С таким подходом становится понятно, что аутентичность голоса — это гармония между голосом, человеком и его жизнью. Так что не только тембр и далее по списку. Есть также жизнь и сам человек. Не менее важные части развития голоса. У вас может быть отличный голос, но вам он может и не подходить. Ирония.
И обратный вывод. Если у вас с голосом что-то не то, скорее, вам нужно заняться собой (в физическом/физиологическом плане) и своей жизнью.
Будут ещё лекции, буду выкладывать.
Также читайте:
- На воркшопе во второй лекции Иван Макаревич про актерское мастерство — что ещё кроме голоса.
- О ритме выступления — важный момент, который речь не спасёт.
У меня есть группы в контакте, и в фейсбуке.