Не надевайте шорты на сцену (8), глава «Типы материала» (2/2)

Я буду делать шок юмор, неважно нормально это или нет. Что меня ждёт?

Некоторые комики находят шок юмор интересным из-за его сложности. Это похоже на то, как Трент Резнор из Nine Inch Nails превращает шум в (по моему мнению) прекрасные песни. Шок юмор получает огромную реакцию зала, и когда этот юмор принимается, комик чувствует себя гением. Суть в том, чтобы знать свои границы как комику. Нужно быть очень смешным в материале, чтобы получить лицензию говорить что захочешь на сцене. Не могу назвать свой материал шокирующим, но у меня есть несколько тем на грани. Когда вы подаёте что-нибудь на грани, говорите это с полной уверенностью и никогда не извиняйтесь за то, что вы считаете смешным. В целом, аудитория решает что нормально, не вы. У вас нет аргументов на их тишину или неодобрительный гул.

Фотография книгиЧтобы донести противоречивую мысль вам нужно следовать шутке. Я рекомендую сохранять большей частью неподвижную позу после панчлайна, так вы даёте аудитории возможность “догнать” и затем вы поймёте, что произнесли шутку без намёка на извинения. Ожидайте гул и затем, если всё пойдет нормально, немного смеха и временами аплодисменты. Можете немного улыбнуться если хотите.

Актуальный шок юмор подразумевает шутки которые доставляют максимальное неудобство из-за тем из области табу. Это включает темы абортов, изнасилований, домашнего насилия, Холокоста и, частенько, все они переплетаются в одной шутке. Самый большой вызов это продолжать шокировать людей оставаясь смешным. Мы всё это слышали, так что когда вы говорите про ребёнка со СПИДом, который осуществляет домашнее насилие против своей матери и некоторых котят, вам лучше бы быть умным и смешным. По моему мнению, шок юмор переоценён, потому что когда вы слышите много комедии год за годом ценность шока теряет своё значение. Этот тип шуток интересен хипстерам на задних рядах открытого микрофона, но в большинстве случаев он не нужен на обычной сцене. Если вы выбираете этот путь, приготовьтесь, что ваш доход от комедии будет сильно ограничен довольно долгое время. Есть великие альтернативные комики, но это другая дорога. Этот тип комедии часто популярен среди комиков, но не сильно нужен владельцам клубов и публике. Большинство людей, которые воспринимают комедию как хобби с удовольствием идут этим путём, что нормально, это их выбор.

Интересная подробность про шок юмор. По моему опыту открытых микрофоном, женщины выбирают темы за гранью гораздо чаще мужчин. Я думаю, что это от большего впечатления когда милая девушка или бабушка говорят про фаллоимитаторы, месячные или аборты. Я видел свою порцию желающих стать шок-комиками, часто зрители, включая других комиков, смеются над ними, но не из-за шуток. Начинающие комики также не понимают чем отличается расизм от остроумия.

Проблема с шок юмором в том, что вы не получите никакой оплачиваемой работы до тех пор, пока у вас не будет плотного двацати — тридцатиминутного выступления в клубах, которые принимают этот тип юмора. Также никакой владелец клуба не даст вам работу эмси, потому что не хочет, чтобы вы обосрали публику в первые пять минут шоу, пока они заказывают еду и напитки. Также, профессиональные комики не будут особо желать работать с вами, потому что никому не нравится выступать после шуток за гранью. Только один мой товарищ был достаточно удачлив, чтобы выступать с шок материалом по хорошим клубам, и то потому, что Даг Стенхоуп долгое время брал его на разогрев в своих турне. Даг один из самых известных шок комиков.

Почему комики гораздо лучше публики понимают мои шутки на открытых микрофонах?

Это честный вопрос. Простой ответ — скорее всего вы делаете шок юмор. Временами комики будут смеяться над чем-то просто чтобы вас поддержать. Они помнят как тяжело начинать. В другой раз это от того, что они знакомы с вашей шуткой и показывают, что она им нравится. В этом случае это нечестный смех, но честный комплимент. Это как атлеты хлопают друга по плечу.

Комики будут смеяться над другими комиками если те делают шок юмор неправильно. Иногда новый комик делает исключительно расистскую шутку. Смех из задних рядов просто показывает мнение опытных комиков насколько грандиозно автор промазал. Этот смех может быть ошибочно принят за одобряющий и новичок думает, что шутка работает, хотя нет. Правда в том, что шутка работает, когда её принимают зрители.

Смех только из задних рядов чаще всего плохой знак. Посещая одни и те же открытые микрофоны с одними и теми же комиками вы можете приобрести плохие привычки. Моя первая плохая привыка была в упоминании других присутствующих комиков в своих выступлениях. Может быть постоянные посетители и знают о ком вы говорите, но этот процесс замедляет построение вашего рабочего материала. Комики могут быть чувствительны и не заметят юмора в вашей шутке, которую вы читаете именно про них. Я понял это, когда девушка, о чьих постоянно мокрых волосах я только что пошутил, полезла на сцену с бильярдным кием в руках. Иногда полезно пустить небольшую остроту о других выступающих, но будьте осторожны. В следующей части книги я расскажу что происходит, когда соперничество обостряется.

Ещё одна плохая привычка формируется когда комики пишут материал чтобы впечатлить других комиков. Абстрактные отсылки, шок юмор или экстремально странные эксперименты на сцене могут быть уморительны для ваших приятелей по комедии, но если их не все понимают, вы с ними денег не заработаете. В каждом сообществе комиков есть пара персонажей, которых внимательно смотрят все остальные комики. Эти люди убивают задние ряды, но большинство аудитории вообще не может догнать о чём они говорят. Не говорю, что они плохие комики — чаще великолепные — но проблема в том, что у зрителей не хватает терпения или знания этих комиков чтобы уважать то, что они говорят.

Нормально выносить шутку-две, которые понимает не вся аудитория, просто подумайте для кого вы это пишете. Абстрактные темы отличные когда они работают, потому что те, кто их догоняет, обычно смеётся достаточно, чтобы компенсировать молчание остальных. Они делают это, потому что хотят выглядеть умными людьми. Для зрителей есть что-то возвышающее когда ты догоняешь отсылку из восьмидесятых и даёшь всем вокруг понять, что ты понял, потому что ржёшь изо всех сил. Этот тип шуток не должен быть вашими основными панчлайнами, но может быть включён в ваши сетапы и теглайны.

Также стоит понимать что за тип зрителей конкретно на этом текущем микрофоне. Это хипстеры, которые догонят ссылку на Talking Heads? Какой средний возраст вашей аудитории? Это причина посещать как можно больше разных мероприятий и регулярно выступать в специальном комедийном клубе.

Чтобы избежать всех этих недостатков нужно думать о разных и более продуктивных вызовах. Открытый микрофон может быть довольно скучен с теми же самыми людьми неделя за неделей. Есть несколько специальных игр для открытых микрофонов, которые вы можете устроить для борьбы с тоской. Найдите трагичное актуальное событие и пусть каждый напишет одну шутку об этом на ближайший открытый микрофон. Зрители быстро поймут что вы делаете и поприветствуют небольшое развлечение. Ещё одна игра в том, чтобы выбрать определённое слово и обязательно его использовать в свои три минуты. Это вот аудитория не догонит. Всё это усилит ваши навыки письма. Только убедитесь, что вы достаточно долго работаете на открытых микрофонах, чтобы остальные участники включились в игру.

В 2005 году на “Шоу по четвергам” в Сент Луисе мы договорились упоминать «Ураган Катрина» в каждом выступлении. Первые несколько выступающих получили на эти шутки саркастические усмешки, но где-то в середине шоу смех был всё сильнее с каждым комиком, кто принял участие.

Что если я сильно юн или стар?

Есть за и против каждого такого случая. Если вы подросток, ваша самая трудная задача — найти сценическое время в местах, где вход 18+. Если сможете, найдите опытного комика, который может поговорить с руководством о временном изменении правил чтобы вы смогли выступить. Также можно попытаться получить место разносчика или посудомойщика чтобы клуб вас знал и мог доверять. Даже если это неоплачиваемая работа, это большой шаг для вашей будущей карьеры.

Работа над вашим материалом может быть затруднена, поскольку у вас нет столько жизненного опыта, как у других. Аудитория может вернуться назад во времени и видеть школу совсем не так, как вы преподносите. Но всё ещё есть куча шуток, которую вы сможете сделать сами о себе. Они могут почуять вашу невинность, и вы можете разыграть дурачка. Взрослые любят когда они умнее подростков, держите это в голове. Подростку на сцене тяжелее всего быть напористым и наглым. Никто не любит быть осмеянным человеком вполовину ниже и моложе. Так что если вы фанат Daniel Tosh даже не пытайтесь вытащить этот тип юмора на сцену. Заметьте, что Tosh так принимается потому что его шок юмор очень смешной. И ещё он знаменит, и аудитория знает из-за чего. В прошлом его выступления проходили не так хорошо, зрители далеко не всегда прощали ему выбор тем.

Если вы начинаете в зрелом возрасте, у вас есть не совсем честное преимущество. Люди будут слушать вас как более зрелого и искушённого человека. Если двадцатипятилетний человек говорит о сексе, ну и что? Если семидесятилетняя бабушка шестерых внуков (корректно) говорит о том же — зрители сойдут с ума.

Если у вас есть отличие в возрасте корректно сказать это в самом начале. Используйте это как преимущество и не стесняйтесь, напишите об этом всё, что знаете. Людям любопытно узнать что-нибудь от человека из другой демографической плоскости. Если этот раздел выглядит не очень длинным, это потому что я не думаю, что возраст это реальная трудность. Возьмите правильное отношение и используйте всё это как преимущество, делающее вас уникальным и запоминающимся.

Шутки про толстых… какие правила?

Поймите что мы в стране где ожирение не редкий случай. Правило простое — если вы толстый, вы можете про это шутить. Если вы в форме, то вы будете звучать как козёл. Я был таким годы, и что страшнее, мои шутки были нацелены в женщин. Я начал замечать ситуацию когда временами на мои выступления приходил целый столик таких женщин и до меня дошло: “Эй, они пришли сюда хорошо провести время.” На самом деле, мои шутки могли их ранить, и всё что я говорил было для них не так уж смешно. Я полностью уничтожил свою привлекательность стройного парня при помощи несколько унизительных шуток, оскорбляющих женщин.

Если вы полный и на сцене, у вас больше прав шутить такие шутки. Направьте эти шутки на себя, удостоверившись, что аудитория поняла ваш тип фигуры. Быть толстым это как быть членом этноса, для которого позволен определенный тип шуток. Если так, то шутите. С другой стороны, не позвольте этим шуткам стать вашим основным материалом.

Так что, люди чувствительны к шуткам про расу?

Как правило, реакция отличается от обычного смеха. Делать шутки про расу это как делать трюк в бильярде. До тех пор пока вы не станете опытным комиком и не будете полностью осознавать что именно вы делаете — всё может пойти ужасно. С опытом комик понимает границы того, что он может делать именно в этом помещении. Этому тяжело научить, но я поделюсь своим опытом. Белые обижаются больше всех. Чаще всего они обижены в поддержку меньшинств, которые, как они думают, вы оскорбляете. Что бы там ни было, есть способ сделать вещи лучше в комнате где может случиться всё.

На большинстве моих комедийных выступлений большинство публики белые, с небольшими вкраплениями афроамериканцев. На среднем западе в большинстве случаев только один или два стола заняты не белыми. Как комик, до того, как окунуться в расовый юмор, я всегда даю понять, что вижу эти столы. Сделайте лёгкую шутку про эту ситуацию. Если последует шутка про расу, большинство белой публики посмотрит на чёрные столы, чтобы понять реакцию. Это заготовка, но нормально выдать её для разрядки ситуации: “Все белые в зале посмотрели как чёрные смеются. Всё нормально, белые люди, чёрные люди понимают, что они в комедийном клубе.” Это заезжено, но временами необходимо.

Поймите, что есть границы политкоректности. Чем смешнее шутка, тем вы можете дальше от этих границ отступить. Я не рекомендую делать такие шутки в начале карьеры до тех пор, пока вы не накопите достаточно самоуверенности. Даже если вы в помещении без этнических меньшинств, это не даёт вам права говорить что-то дико расистское, неважно о какой именно расе. Если вы в чём-то не уверены, то спросите профессионала, или протестируйте шутку на открытом микрофоне. Если шутка вызывает только стоны, скорее всего её не нужно включать в выступление.

Отметьте, что есть множество хаков о расе. Если вы из этнического меньшинства, это может быть одна из первых шуток в вашем выступлении. Мексиканцы говорят: “Отлично, они выпустили меня из кухни”. Я видел тысячи чёрных комиков, начинающих выступление с обращения к случайной белой женщине в зале: “Не волнуйтесь, я не сопру ваш кошелёк”. Избегайте этих ленивых стереотипов. Ещё один хак в вопросе: “Есть в зале (азиаты, мексиканцы и т. д.)? Нет? Хорошо, поговорим о них.” Слишком много комиков используют этот трюк.

Суммируя, будьте осторожны и знайте границы. Нормально шутить про расу, особенно про свою, но будьте оригинальны, будьте умны, и будьте уверены, что шутка стоит того. Расовый юмор это больше шок юмор чем просто юмор и здесь комики переходят линию только в том случае, если аудитория это принимает. Позже я поделюсь как выступать перед аудиторией в основном из чёрных зрителей.

Как мне понять настроение аудитории?

Сделайте шутку, которая “проверяет воду” чтобы просто посмотреть как аудитория реагирует на какую-нибудь острую тему. Если они стонут на шутку, которая в нормальном зале получала хороший смех, вы поймёте, что аудитория слишком чувствительна. Из этого ответа вам нужно сделать вывод стоит ли вообще её прожимать.

Шутки помогут вам измерить средний возраст аудитории, образование, политические взгляды, и насколько серьёзно они относятся к вопросам религии. Как только вы научитесь писать достаточно, вы сможете наделать “проверяющие воду” шутки на любую из этих тем, так что вы не перейдёте черту и не потеряете зал. Это особенно помогает когда вы делаете высокооплачиваемые выступления для специфических аудиторий.

Однажды я выступал на частной вечеринке учёных и хозяин клуба попросил хедлайнера и меня быть чистыми потому что он предполагал, что люди в зале экстремально професииональны. Во время разогрева эмси спросил зал чем они занимаются на работе и пара человек начала орать: “Изнасилованием! Спермой!” Они были из судебно-медицинской экспертизы, это открыло все двери. Зал начал смеяться и мы поняли, что быть таким уж приличным не обязательно.

Никогда не оценивайте зал заранее. Некоторые из моих лучших выступлений были перед очень маленькими группами людей, и до выхода я думал что сдохну. Большинство людей редко смотрит комедию живьём, так что это для них испытание. Входите на сцену с таким количеством надежды и энтузиазма как будто это зал вашей мечты.

Давайте посмотрим…

В этой части я рассказал как начать писать материал и как держать себя на сцене, включая кучу деталей про стойку микрофона. Эта часть вашей карьеры займёт от нескольких месяцев до года. Каждый работает и импровизирует со своей скоростью, также многое зависит от таланта и сценического времени. Если вы живёте в жопе без особо большого сценического времени, пять плотных минут материала займут год. Если вы живёте в Нью Йорке где есть место на сцене каждый вечер, тогда всё пойдёт быстрее. Ваша задача получить пять минут плотного чистого материала, который универсально заходит на большинство аудиторий, материал понимают и принимают. Будьте терпеливы так же, как люди, которые вас слушают. Как только кто-нибудь типа хозяина клуба увидит вашу комедию, будет тяжело изменить его первое впечатление. Продолжайте чтение, но будьте терпеливы.

конец первой части

Это отрывок из книги «Не надевайте шорты на сцену», первая часть «Старт». Перевод ведётся при финансовой поддержке читателей. Все выпуски по тегу «Шорты».