Не надевайте шорты на сцену (7), глава «Типы материала» (1/2)

Что означает “Хак?”

Хак — не оригинальная шутка или идея для шутки. Есть куча направлений для хаков, вроде еды в самолётах, побочных эффектов от употребления наркотиков и другие обычные передёргивания. Эти хаки комики используют снова и снова. Для примера, после блока с очень грязными и непристойными шутками, комик говорит “я принимаю заказы на детские вечеринки”. Я слышал, что Билл Хикс придумал эту добивку, но правда это или нет, она переиспользована. Если вы фанат комедии, вы сразу же вспомните несколько таких примеров. Я слышал, что такие темы в Лос Анжелесе маркируют как спам сразу. Для примера, когда по телевизору показывают какую-нибудь выдающуюся рекламу, у всех комиков сразу появляется про неё материал.

Большинство пародий это тоже хак. Я видел кучу парней, который закладывают причёску назад и делают плохого Николсона, месяц за месяцем, кто-нибудь делает это снова. Они делают Арнольда Шварценеггера, Билла Клинтона, Пи-Ви Хермана, Йоду и затем Кристофера Уокена. Избегайте этих пародий.

Но я видел кучу знаменитых профессионалов кто делал эти пародии и неоригинальные идеи. Почему для них это нормально?

Фотография книгиДля начала, их пародии и остальные части выступления сделаны лучше. К тому же, большинство из них на сцене довольно давно, и, возможно, были вообще первыми людьми, кто начал говорить со сцены, например, про Виагру. Разве у известных комиков много хаков в материале? Нет. Великие комики понимают темы, которые перешучены. Если они выходят с этим материалом, то, вероятно, их подход к теме оригинален или просто сделан настолько хорошо, что им можно.

Я вёл шоу с тремя комиками в большом концертном зале. У первого комика был материал про Крокодила Данди, но второй комик шепнул мне, что его шутка про Крокодила Данди сильно лучше. Если вы обнаружили, что ваши темы сильно пересекаются с темами и идеями других комиков, выкиньте их полностью. Опасайтесь тем, на которые шутят все. Хедлайнеры, которые постоянно в турне, могут не понимать, насколько общими стали их идеи с идеями других комиков.

Так какой правильный способ делать пародии?

Если вы хотите делать пародии — найдите объект, который ещё никто не брал. Frank Caliendo стал знаменит своими пародиями на John Maiden. Мой друг Mike McCrae делал пародию на Sam Waterston. Они не настолько уже знамениты, но публика всё ещё их помнит.

Другой способ хорошо сделать пародию это понимание что за пародией должен стоять хороший материал. Куча народа, которые делают пародию на Арнольда, говорят что-то вроде “Это есть не юмор”. Мир комедии, особенно открытые микрофоны, не нуждаются в очередном Арнольде. И что бы вы не делали, никогда не используйте фразу “Это должно быть как-то так…” Вас съедят ваши же коллеги.

Что про шутки, которые я слышал? Это нормально их показывать?

Всегда плохо использовать или красть шутки. Это плагиат. Никогда не читайте со сцены шутки, которые кто-то переслал вам в электронной почте, выпуске Плейбоя или материал вашего пьяного дядюшки. Это навсегда убьёт вашу репутацию прямо в начале карьеры. Вы можете услышать, как профессиональные комики делают это в своих выступлениях. Это неправильно. Даже если эта шутка собирает больше всего в вашем выступлении, это не стендап комедия. Многие люди неправильно понимают концепцию комедии именно в этом месте. Когда вы говорите кому-то что вы комик, они думают, что вы запомнили много шуток. Отличие в том, что если вы комик, то у вас есть свой материал, не сборник чьих-то чужих шуток. Только музыкальные группы делают кавера. Нет такой вещи как кавер шутки в комедии.

Меня изумляет почему же некоторые звёзды так сильно подвергают риску свою репутацию воруя чужие шутки. Даже если они воруют шутки у новичков на открытых микрофонах новости всё равно их догонят.

Что если я узнал, что читаю хак?

Это случается потому что нет “комедийной системы правосудия” - когда вы много пишете, есть немалый шанс, что некоторые вещи из вашего материала уже кто-то придумал. Я делал одну шутку, и выяснилось, что этот же панчлайн использовал Джей Лено в своём телешоу. Один из моих приятелей рассказал мне об этом после шоу, мне было очень плохо, но я выкинул шутку. Это был отдельный случай, и другие комики на открытых микрофонах должны делать так же.

Но что если я написал шутку первым и она очень смешная?

Это нечестно, но если кто-то из телевизора читает шутку которую вы оба придумали, люди будут думать, что её придумал более известный комик. Скорее всего, он ещё и лучшее исполняет эту шутку. Редко, но такое случается. В большинстве случаев. ваши шутки одинаковы, но профессионалы настолько лучше, что вы будете свою запарывать. Если вы продолжите использовать эту шутку, она будет звучать как хак для аудитории.

Шутки покупают и продают?

Да, но это довольно необычная вещь на уровне новичка. У меня был приятель, который продал другому моему приятелю шутку за $200. Однажды продав, он не имел больше права использовать её в выступлениях. Это соглашение. Большие комики платят тысячи за шутки и нанимают авторов. Если у вас есть шутка в начале карьеры, которую хочет купить профессионал, то поздравляю. Дальше уже ваше дело, продавать её или нет.

При подготовке большого концерта комики обычно нанимают авторов чтобы прокачать материал. Джерри Сайнфилд и Крис Рок тоже так делают. Я знаю хедлайнера, который регулярно помогает Джефу Данему добивать шутки. Причина этому широта распространения их материала в телевизоре или интернете. Сам по себе опытный хедлайнер может сделать десять-пятнадцать минут действительно сильного материала за год.

Что такое заготовленные шутки?

Заготовленные шутки комик использует на типовые для его шоу ситуации. Это очень похоже на хак, просто используется реже. Например, у многих больших городов есть обводная дорога. В Кобамбусе это петля длиной 100 километров. У большинства комиков есть типовая шутка про длину обводной, вроде: “Люди, (название обводной) не кончается! Я проехал шесть аэропортов пока добрался!” На следующей неделе комик будет в Индианаполисе и сделает ту же шутку про их обводную. Большие комики не нуждаются в заготовленных шутках, но если вы не очень опытны, я рекомендую ими обзавестись. Никто не гордится использованием всей этой резины, но использовать их полезно, пока не будете в состоянии выдавать идеи прямо со сцены.

Что если комик до меня читает шутку на ту же тему, что и у меня?

Комик-ветеран Тодд Йон объяснил мне способ, и я видел, что каждый хороший комик ему следует. Мы стояли за сценой с Тоддом и комик на разогреве начал с шутки с тем же заходом, что и у Тодда. Я смотрел на Тодда, ожидая увидеть разочарование или злость, потому что я не знал насколько часто это случается. Он повернулся ко мне и сказал: “Смотри как я использую это в моём выступлении.” Вот что он сказал на сцене (я забыл имя разогревающего и о чём была шутка, так что для примера): “Майк говорил про торнадо. У меня с ними тоже был случай…”

Когда у другого комика такой же заход вам обязательно нужно показать, что вы слышали и осознали этот факт. Вам не нужно злиться по этому поводу, скажите это в положительном ключе. Такое поведение говорит зрителям, что вы полностью в ситуации, и теперь вы берёте всё в свои руки. В противном случае они тоже будут чувствовать неудобство от вашей злости. И если у вас другая точка зрения на заявленную тему, то шутка сработает очень хорошо если даже не лучше. Если шутка очень похожа, просто не говорите её, иначе это загубит оба выступления.

Могу я начинать подготавливать свои рекламные материалы?

Должен удержать вас от этого до тех пор, пока у вас не будет хотя бы несколько оплачиваемых выступлений. Можете рассылать е-мейлы своим друзьям о своих выступлениях, но помните, что очень скоро такие рассылки станут спамом. Вы же не хотите остаться в одиночестве на своих выступлениях. Им может быть интересно смотреть ваше выступление на первых порах, но лично вы выступаете несколько минут, и дальше вместе с друзьями очень долго смотрите других комиков. Клубы комедии недешёвое дело, так что если часто приглашаете друзей, не ожидайте что они будут регулярно приходить.

Рисование плакатов, обрезка фотографий и танцы вокруг вашего компьютера могут быть весёлым делом, но всё закончится потерей рабочего дня, когда вы могли бы писать материал или заработать денег на своей основной работе. Продвижением себя займётесь позже, когда это будет действительно необходимо. Само занятие продвижением на текущем вашем уровне выглядит самонадеянно. Также напомню, что сейчас вам не нужен псевдоним.

На какую поддержку мне расчитывать? У меня хорошие друзья.

Как я говорил, в первое время довольно очаровательно как факт что вы выходите на сцену. Я задрал своих друзей своими выступлениями в подвале пиццерии. Затем я начал выступать на открытых микрофонах в настоящем комедийном клубе. И лишь когда я начал вести нормальные шоу, друзья снова начали ходить на мои выступления. Скорее всего они начали ходить потому, что после моего выступления выходил кто-то знаменитый. Это понятно, я бы сам не хотел смотреть свои выступления столько раз, сколько их звал. Оборачиваясь назад, я получил огромную поддержку от моих друзей в те времена, когда я был на самом деле не очень смешной. Сейчас я переживаю по этому поводу, потому что через годы мои выступления стали лучше, а они всё ещё прекрасно помнят первые шаги. Также сильно значит возраст ваших друзей. Если у них нет детей, они смогут приходить гораздо чаще.

Держите в голове, что вы комик, а не рок группа. У меня был друг-музыкант в колледже, и мы ходили на его концерты каждые две недели. Мы всё ближе знакомились с его песнями и хорошо проводили время, несмотря на то, что его творчество не переросло в профессию. Комедия отличается, потому что репетиции не углубляют знакомство с материалом. Большинство шуток не так смешны во второй и третий раз. Также помните, что вашим друзьям придется смотреть чужие выступления, это может быть мучительно. И, главное — им придётся смотреть всё это молча и покупать напитки. Быть фанатом комедии довольно разорительно. Вы должны запомнить одну вещь — люди часто соглашаются посмотреть и не приходят. В большинстве случаев. Я расскажу как именно звать друзей на ваши профессиональные шоу дальше в этой книге.

Я посещаю открытые микрофоны каждую неделю. Мне каждый раз писать новые шутки?

Неверно думать, что вам нужны каждый раз новые три или пять минут в неделю. С другой стороны, не стоит часто повторять один и тот же материал. С одной стороны. большинство ваших шуток не работают так хорошо, как должны бы. Это попытка и ошибка, и будет много ошибок. С другой стороны, вам в результате нужно получить сильное пятиминутное выступление, которое вы можете показывать за деньги, в формате приглашённого гостя, о чём позже. Когда я начинал, я слышал от коллег хорошие шутки раз или два и больше никогда. Конечно, часть вопроса заключается в том, что они читали их перед той же самой публикой каждую неделю, но ещё раз, множество хороших шуток было выкинуто и забыто.

Выдавая те же самые три минуты каждую неделю вы учитесь выступать без мыслей о том, что именно вы говорите. Мои друзья в начале критиковали меня за то, что я слишком часто говорил “Аааааа” и “Эээээ”. Причина была в том, что я не совсем хорошо помнил свои же шутки. Вот почему важно сценическое время. Немногие комики любят практиковаться перед зеркалом, поэтому нет ничего ценнее выступления перед живой аудиторией.

Определите какие шутки работают лучше всех. Есть шутки, которые вы можете связать со всем остальным выступлением? Они чистые, не оскорбительные и универсальные? Если вы нашли шутку с хорошим цельным панчлайном, попробуйте построить на ней блок. Можно ли как-нибудь изменить сетап, чтобы получить дополнительный смех? Что происходит после панчлайна?

Что такое теглайн?

Теглайны это шутки, которые дополняют панчлайн. Временами такие шутки лучшая часть блока. Чаще всего они очень короткие и должны быть поданы точно во время утихания смеха от основного панчлайна (вам нужно экспериментировать с временем). Правда с теглайнами в том, что чаще всего их придумывают другие комики. Это нормально принимать идеи для теглайнов от других комиков. Вам не обязательно использовать их, если вам кажется, что они не подходят в ваше выступление, но стоит всё же попробовать разок. Профессиональные комики всегда добивают другу шутки, поэтому ничего стыдного тут нет. Просто будьте уверены, что теглайн на самом деле добивает, а не разрушает шутку. Мне часто нравились теглайны, которые на самом деле заканчивались гулом, а не смехом аудитории. Несколько теглайнов могут сделать из хорошей шутки великолепную, перейти в крещендо и даже заработать паузу на аплодисменты. Ключ к хорошему теглайну это уверенная подача. Если это на грани, не извиняйтесь за свои слова.

Что по поводу шуток про актуальные события?

Некоторые люди придумывают такие шутки довольно эффективно и часто их исполняют. Грустная правда в том, что актуальная шутка может стать лучшей шуткой в вашем выступлении, так что вам нужно выдавать их дозированно. Также актуальная тема может быть затронута предыдущим комиком. Если ваша шутка видимо слабее — не читайте её. Чтобы быть хорошим актуальным автором, вам нужно быть достаточно дисциплинированным, чтобы написать сильный панчлайн до того, как новость устареет или на неё перешутят. Когда много комиков сразу пишет на одну и ту же новость, весь материал в сумме звучит как хак. Мой совет — пишите шутки на новости, которые находятся дальше первой страницы. Поройтесь в теме поглубже, иначе вы услышите свои же шутки из телевизора. Менее известные истории могут работать годами, так как зрители о них ничего не слышали.

Что по поводу местного юмора?

Немного местного юмора это хорошо, особенно если вы выступаете в одном и том же городе. Опасность местного юмора в том что он, в целом, перешучен и предсказуем. Найдите свой подход к местным темам. Удостоверьтесь, что ваши шутки это не просто эхо устоявшихся стереотипов. В каждом городе есть как минимум одна группа людей, которую не любят. Неважно кто это — деревенщина, жители гетто или район вокруг определённой станции метро — удостоверьтесь, что все понимают о чём вы говорите. Это нелёгкий и недешёвый способ получить смех, особенно на этом этапе вашей карьеры, поэтому делайте локальный юмор, просто смотрите, чтобы это не стало хаком. Ключ в том, чтобы искать оригинальный, а не самый лёгкий вариант. Я виновен в том, что часто шутил про связь местной деревенщины с Наскаром. Да, я получил мощный смех, но через некоторое время увидел похожие шутки у других комиков.

Дальше я затрону темы локальных шуток во время ваших поездок и их важность. Сейчас ищите оригинальный подход к местным темам и удостоверьтесь, что публика знает каким образом эта тема относится к вам.

Почему мне не стоит шутить про спортивные команды?

Не стоит избегать спортивных тем вообще, но вы должны осознавать глубокую духовную связь людей с любимой командой, особенно после того, как они выпьют. Никогда не шутите про NFL! Это сразу превратит шоу в конкурс кто громче всех сделает стадионную кричалку. В общем, это будет вроде “Эти сосут!” “Нет, эти сосут!” и так далее.

В Огайо я научился не поднимать эту тему, потому что когда я просто касался её в зале обязательно кто-то начинал орать.

Что про политический юмор?

Вам нужно быть предельно умным и осторожным с тем как вы пишете и подаёте политический юмор. Поймите, что минимум половина зала имеет противоположные с вами политические убеждения, а другая половина вообще не сечёт в политике. Как бы вы не были смешны, публика может быть просто не согласна с вами. В 2005 я работал с очень успешным Майком Бирбиглией в Дайтоне. Клуб устроил дополнительный концерт на Рождество для рабочих из местного супермаркета. У Майка был реально смешной блок, где он использовал метафору про Джорджа Буша, который не понимает что такое оружие массового поражения. Всю неделю блок собирал отличный смех, но в этом выступлении был просто шум и крики из зала. Они не могли поверить, что высмеивают Джорджа Буша. Это был его худший выход (и мой) за всю неделю. Несмотря на то, что у меня не было вообще никакой политики, мы потеряли всякую связь с аудиторией. Я не единственный комик, который согласен с мнением, что бывают ошибки и с аудиторией.

Один из моих учителей, Jeremy Essig, делает много политического юмора. Его совет был в том, чтобы отделять смех над идеями и решениями правительства от позиций и конкретных персон. Трудно сделать это универсально, так что сейчас попридержите свои политические идеи, если это не главная ваша страсть как артиста. Также помните, что в большинстве случаев политический юмор должен быть актуален.

Это отрывок из книги «Не надевайте шорты на сцену», первая часть «Старт». Перевод ведётся при финансовой поддержке читателей, этот выпуск вышел при поддержке Максима Горбанюка. Все выпуски по тегу «Шорты».