Не надевайте шорты на сцену (5), глава «Выступление»

Как мне начать выступление? Мне просто читать первую шутку?

Можете и так, и скорее всего это лучший вариант для безопасного начала в первый раз. Начните с шутки в которой вы очень уверены. Как я говорил ранее, начните со своей внешности. Заслуженный комик Ник Гриффин объяснил мне, что зрителям не важно кто ты, аудитория всегда начинает с вопроса “Ты смешной или нет?” Как только ты отвечаешь на этот вопрос все идёт как по накатанной, так что выдавай силу сразу. Опытные комики советуют: “Захвати сцену!” что означает будь активен и говори сильным голосом. Это не значит, что вам нужно быть как Крис Рок в своих спешиалах для HBO. Просто будьте единым целым со своим языком тела. Не перекрещивайте руки и не стойте со свободной рукой на бедре всё своё выступление. Будьте активны голосом и телом, но не перебарщивайте.

Есть какие-нибудь вещи, которые мне не стоит делать, пока я на сцене?

Фотография книгиНе прикалывайтесь над ведущим. Помните, что он опытнее вас, плотно связан с клубом, и может говорить после вашего выступления. Пока вы не сказали что-нибудь экстремально оскорбительное или решили, что у вас грандиознейший камбек всех времён, попридержите идею в себе.

Импровизация во главе вашего выступления требует опыта и практики. Смотрите и слушайте что делают другие комики. Если ведущий сообщит, что вы в первый раз на сцене, зрители будут вас поддерживать гораздо сильнее. Не делайте из этого шутку. «Теряя комедийную девственность» и подобные шутки звучат слишком часто и не смешные. Просто начинайте своё выступление.

Если вы курите, не берите сигарету на сцену и не закуривайте. Это выглядит экстремально грубо, вызывающе, и занимает много времени пока люди просто смотрят на вас. Вы не Деннис Лири, вы проживёте несколько минут без сигареты. Курение на сцене означает немедленную потерю уважения всех остальных комиков. Это не имеет отношения к курению вообще, это просто не то время и не то место. Поверьте мне, вы будете выглядить отвратительно.

Когда выходите на сцену не берите с собой воду на сцену, по крайней мере в этот момент развития своей карьеры. Это просто добавляет ещё одну вещь, которая может сломаться. Многие стулья на сцене с мягким верхом или неустойчивые, и разлить воду примерно означает комедийное самоубийство. Я уверен, что вы видели бесчисленные концерты, где у комика на сцене пиво, коктейли или в случае с Биллом Косби фонтанчик с водой. Они опытнее, они справятся со всем этим. Есть приём, когда некоторые комики держат стакан с водой, говорят мощнейший панч, и когда зал изо всех сил смеёется, они пьют из стакана. Не пытайтесь сделать это. Это выглядит глупо если вы начинающий, особенно на открытом микрофоне, потому что даже если шутка сработала очень хорошо, у вас нет концертного зала, которому нужно просмеяться. Также есть вероятность, что шутка вообще не зайдёт, и вы как дурак будете пить в тишине. И ещё раз, другие комики начнут вас подкалывать за это всё. Вынос воды на сцену сокращает ваше выступление и может съесть отличный панчлайн.

Мне выпала честь выступать перед некоторыми великими комиками на старте моей карьеры, и один из лучших советов в моей жизни дал мне Greg Fitzsimmons. «Следуй шутке», сказал он мне. «Просто следуй шутке». Сейчас в этой фразе для меня гораздо больше смысла. Когда я работал на входе в комедийный клуб, я видео очень много профессиональных комиков которые делали очень много разных штук на сцене, и я пытался их повторить в своих выступлениях. Это как играть в покер как профессионалы, которых ты видел по телевизору, а ты всё-таки начинающий. Не пытайся быть милым или забавным. Просто дай короткий сетап, и затем панчлайн на каждую шутку. Этот формат даст зрителям понимание где им смеяться.

Не начинайте панчлайн со слова «наверное…» Это преувеличение и никогда не будет звучать достаточно сильно. Оно предполагает что-то слишком очевидное и явно не слишком смешное. «Наверное, моя девушка приняла меня за незнакомца, поэтому ударила меня, найдя в своём шкафу.» Не очень смешно.

Не беспокойтесь сейчас о связях. У вас лишь несколько минут на выступление, так что они необязательны. Правильно, хорошие комики получают много смеха, упакованного в каждый переход, сетап, панчлайн и теглайн (я опишу это дальше), но будьте терпеливы. Просто получите цельный смех на каждую отдельную шутку.

Не сидите на стуле во время короткого выступления. Это стендап комедия. Быть сидящим комиком означает быть запомненным не совсем в нужном ключе. Это ещэ одна вещь рядом с недоумением. Вы стоите на сцене только несколько минут, так что стойте.

Не падайте (случайно или специально) во время выступления. Наверное, вы видели знаменитых комиков в отличной форме кто заканчивает шутку на полу и аудитория орёт. Они поднимаются, вся майка мокрая, и зрители стоя аплодируют потому что «он отдал нам всё!» Но эти комики находятся под критикой других комиков. Падение это сценический костыль, и сильно зависит от силы шутки и поддержки зала. Вы пока не в этой точке. Раз в несколько месяцев какой-нибудь комик выходит на сцену, падает в конце выступления и лежит в тишине.

Нужны ещё причины? Я видел профессиональных комиков, которые падали, и получали лишь лёгкие смешки. Этот момент может убить всё выступление. Не забывайте про риск. Если вы станете гастролирующим комиком, вы будете выступать в куче небезопасных мест (и многие из них вообще без сцены). Удачи вам не повредить себя.

Следите за вашей громкостью на сцене. Это легко, если есть мониторы, но если нет, смотрите по реакции аудитории. Аудитория начинает отклонять голову назад, пытается увернуться? Уберите микрофон на 5-10 сантиметров дальше от себя. Послушайте насколько громко работают другие комики, чтобы оценить ситуацию. Не орите в микрофон. Если нужно крикнуть, опустите микрофон куда-нибудь к поясу, и после крика верните обратно. Зрители вас прекрасно услышат.

Не ведитесь за зрителями. В книге будет про крикунов отдельно, но сейчас, просто оставьте их. Если они не смеются — переживите это самостоятельно. Вы не знаете какой день у них был и так ли смешны ваши шутки. Есть сотни причин почему кто-то в зале не догоняет определённую шутку, так что не смейтесь над этим. Со мной это как-то случилось и я запомнил. Это было не комедийное шоу. Я был с друзьями в каком-то баре и смотрел концерт кавер группы. Между песнями гитарист показал на меня и сказал что-то типа: «Смотрите на этого парня, он выглядит так, как будто прыгнет сразу на всех этих тёлок, потому что у него первый раз столько баб вокруг.» Нечего сказать. Я заплатил $5 чтобы его послушать и теперь он просто так выставил меня на посмешище.

«Сыграй ещё одну песню Creed и может быть станешь знаменитым!» — это что я должен был ему тогда крикнуть, но конечно, я никогда больше не вспоминал этот случай. Смысл в том, что зритель может и ответить, не берите на себя этот риск. Заплатил он за вход или нет, он пару раз уже выпил, так что не затевайте конфликт.

Есть несколько исключений из этого правила. Есть вежливые способы посмеяться над кем-нибудь в зале. Для примера, вас смотрит парень, который выглядит как Санта Клаус (или другой известный всем персонаж) и вы это заметили. «Спасибо что проделали весь этот пусть с Северного полюса» должно сработать. Просто будьте уверены в том, что большинство людей поймёт вашу отсылку, особенно если персонаж не слишком известен. Попытайтесь не быть грубым с теми, кто вас поддерживает.

Быть весёлым это немного другое чем быть засранцем. Недавно участвовал в открытом микрофоне где восемнадцатилетний участник спросил человека в переднем ряду насколько тот старый. Человек ответил «древний». «Очень оригинально!» ответил пацан с издёвкой. Зритель не сделал ничего плохого, и комик выглядел как козёл и провалился в результате.

Последняя причина почему не надо доставать людей в зале — вам могут дать по морде после шоу. Пока вы выступаете, зрители пьянеют. Вы можете просто ляпнуть что-то что выбесит кого-то. Комикам разбивали стёкла в машине, протыкали шины и даже атаковали на сцене просто потому что комик что-то не так сказал. Если что-то пошло не так, надеюсь, в клубе есть охрана. Дайте им разобраться.

Я тут разговариваю про агрессивных зрителей, но не беспокойтесь, в первый раз всех поддерживают, это обычное человеческое свойство — симпатия. Аудитория будет на вашей стороне. Замочить крикуна следующему выступающему будет слишком легко.

Не раздевайтесь на сцене. На конкурсах в Коламбусе это правило даже внесли на бумагу. Как будто всегда есть один комик, который пересмотрел Дэна Кука и думает, что ему нужно усилить финальную шутку разорвав на себе одежду. И ещё, вы выглядите придурком, независимо от того, насколько вы привлекательны. Оставьте в покое свою одежду, будьте профессионалом, и дайте людям шанс принять вас серьезно.

Не опускайте микрофон каждый раз когда выдаёте панчлайн. Это распространенная привычка у многих молодых комиков. Посмотрите на профессионалов и отметьте, что микрофон находится на одинаковом расстоянии на протяжении всей шутки. Когда вы опускаете микрофон это становится раздражающим и по многим причинам воспринимается как издевательство.

В число плохих привычек входит задавать вопросы во время сетапа. «Вы, ребята, любите смотреть телевизор?» — как пример. Это не интервью, так что вам не нужно задавать вопросы. Это замедляет выступление, слишком растягивает сетап, довольно часто вообще никто не отвечает и, хуже всего, провоцирует выкрики из зала. Так что не задавайте вопросов зрителям.

И последнее в списке чего делать не надо — не бросайте микрофон на пол в конце выступления. Вы всё ещё не Крис Рок. Не важно, какого легендарного статуса вы достигли в комедии, никогда не бросайте микрофон. Вы можете получить оглушительные аплодисменты от каждого зрителя, но не бросайте микрофон. Это нагло, это чрезмерно, и эти штуки ломаются. Вы больше не попадёте в этот клуб и будете вынуждены купить новый микрофон.

Как это быть на сцене?

Ярко. Помните, вашим глазам нужно будет привыкнуть. Вы ничего не увидите дальше первых рядов если сцена и зал правильно освещены. Всегда полезно убедиться, что в зале свет погашен везде где только можно, неважно что это за место. Это очень отвлекает, когда ты видишь, как кто-то ходит рядом. Также аудитория становится напряжённее, если видит ещё кого-то, кроме комика на сцене. Вам не нужно беспокоиться о свете в специализированных местах, но если вы на открытом микрофоне или просто выступаете в каком-нибудь левом баре — найдите человека, который может разобраться со светом.

Сперва будет очень тихо. Всегда хорошо, когда в клубе есть вентиляция или что-нибудь похожее с белым шумом, потому что эти моменты после провала шуток реально ужасны. Я был в панике от тишины во время моих долгих сетапов пока комик Rod Paulette не сказал мне: «Они слушают. Это хорошо.» Вообще много тишины это плохо, но вам нужно знать, когда она должна быть, а когда нет.

Что делать если ни одна моя шутка не заходит и я просто тону?

Лучшая вещь, которую вы сможете сделать после провала несколько шуток, это подтвердить провал. Это не секрет. Когда вы это подметите, это будет самая смешная вещь, которую вы сказали за этот вечер. Это работает на многих уровнях. Когда я пробую новую шутку и она не работает, я немедленно говорю что-то простое типа: «Что же, шутка — говно.» И это компенсирует неудачу. Конечно, вы не можете так делать раз за разом всё выступление, но если вы просто делаете неудачную шутку за неудачной шуткой и как бы не замечаете этого как работ, зрители не просто не будут молчать, они начнут вас активно не любить. Или, что хуже, они могут начать спрашивать понимаете ли вы вообще что происходит. Есть несколько типовых замечаний когда шутка проваливается, но всё же избегайте их, будьте человечнее.

Насколько честным мне нужно быть со зрителями?

По моему опыту, зрители любят честность. Если вы посередине шутки забыли чем она заканчивается, скажите это прямо сразу и посмейтесь над собой. Временами я начинаю повторять шутки (такое бывает, если у тебя несколько выступлений подряд). Снова, отметьте этот факт, дайте публике понять, что вы лажаете и будьте честны чтобы сказать это вообще. Однажды я получил выдающийся смех, когда закончил шутку панчлайном от другой шутки, которую читал чуть раньше. Наслаждайтесь ошибками несмотря на панику. Публика разок простит вас. Две ошибки могут вызвать непонимание, так что не бухайте перед выступлением или побольше практикуйтесь.

Попробуйте удержаться от привычки комментировать свои шутки. Иногда я делаю так, когда многовато выпью перед выступлением. Это превращает всё в рассказ историй и рушит концерт.

Что если я придумал что-то смешное прямо посреди выступления?

Вперёд, говорите, особенно если это небольшое выступление на открытом микрофоне. Это путь, которым к вам придёт ваш лучший материал. Временами вы говорите что-то, что вообще не выглядит смешным, и получаете дикий смех. Это помогает понять что за фильтр стоит у вас в голове и вашей речи. Но всё-таки думайте немного и не ляпните чего-нибудь расистского или слишком грубого. Это ещё одна причина по которой важно контролировать выпивку перед шоу. Пока вы начинающий, толпа не даст вам лицензию на тяжёлые шутки, в отличие от известных комиков.

Когда я работал администратором в Columbus Funnybone я видел как Harland Williams говорил с девушкой в зрительном зале про то, что она учит в колледже. Она сказала: «Архитектура.»

«Отличное время для входа в дело!» ответил Harland. Это было три недели спустя 9/11. Зрители сперва погудели, но он смог вытащить просто на своём имени и харизме. Менее известный комик похоронил бы весь свой выход и может быть его даже прогнали бы со сцены. Я спросил его об этом случае после выступления, и он сказал: «Понятия не имею что я думал. Я увидел эти здания, сопоставил со словом «Архитектура», и просто выдал ответ. Временами я просто что-то говорю.» Смысл в том, чтобы контролировать свой фильтр.

Это ещё одна причина записывать все свои выступления. Вы можете сказать что-то в единственно возможной смешной последовательности, так что вам нужно услышать снова как именно звучит ваша фраза. Шутки это комбинации слов, которые могут быть поставлены в разном порядке. Когда вы находите правильную комбинацию, вы должны быть уверены, что прекрасно эту комбинацию поняли. Это трудно, потому что слова были произнесены на волне вдохновения, и в следующем шоу эта магия может не сработать. Будьте осторожны, не пихайте все находки в своё следующее выступление слишком настойчиво, это может быть просто уникальная ситуация.

Как мне закончить своё выступление?

Я заканчиваю свои выступления фразой: «Меня зовут Роб Дарнэм. Спасибо.» Есть много способов сделать это, но будьте проще. Не надо никаких ловких фраз или странных объявлений. Просто закончите выступление и поблагодарите людей. Ваша последняя шутка должна быть одной из ваших лучших шуток. Сделайте надёжную шутку которая работает в абсолютном большинстве случаев. Временами крепкая шутка в конце позволяет зрителям забыть весь ваш сложный путь до этого.

Поскольку у вас всего несколько минут, ничего страшного, если последняя шутка не зайдёт. Вы наверняка видели профессиональных комиков, которые на сцене говорили: «Я хотел на этом закончить, но…» когда их последняя шутка не сработала. У них есть запасные шутки на этот случай. У вас тоже будут такие, но сейчас в любом случае просто валите со сцены, и контролируйте время.

Не убегайте сразу со сцены — удостоверьтесь, что ЭмСи вышел к вам на сцену. Никогда не оставляйте сцену пустой! Пожмите руку и направляйтесь в ту сторону, откуда вышли. Проходите тихо в зал и садитесь. Не садитесь рядом с друзьями, они сразу начнут обсуждать с вами ваше выступление, что грубо по отношению к следующему за вами комику.

Всё закончилось, что теперь?

Если что-то не получилось — не грызите себя. Вы будете лучше. Спросите совет, запишите пару ваших мнений о вашем выступлении себе в блокнот, и выделите ошибки, которые вы наделали. Все знают, что это был ваш первый раз. Меня особенно разбивало, когда у меня всё получалось плохо, а следующий комик выходил и разрывал зал. Это напоминало мне времена, когда я учился играть на гитаре и выходило так себе, зато в чужих она звучала как самый прекрасный инструмент.

Вам нужно управиться с реальностью: далеко не каждый выход будет хорошим. Профессиональные комики с успешными концертами в телевизоре всё так же выдают плохие выходы. Попробуйте выделить позитивные моменты. Вы хорошо управились с микрофоном? Вы уложились в своё время? Вы вспомнили большинство своих шуток? Сосредоточьтесь на этом.

Прослушайте запись себя, если вам удалось её сделать, и отметьте вещи, которые надо устранить. Есть кое-что, свойственное всем начинающим комикам: у всех первых шуток слишком длинный сетап. Внимательные товарищи на воркшопе перед выступлением укажут вам на это, но даже если не указали, поверьте на слово — так и есть. Большая часть того, что вы говорите в сетапе не нужна. Зрители поймут шутки и без этого.

Вообще всё прошло довольно хорошо, я думаю, что у меня получается. Что дальше?

Хорошо, но не перерадуйтесь. Если у вас было хорошее выступление, все вокруг об этом узнают. Не приставайте ни к кому из персонала с вопросами о работе. Если кто-то из ответственных за шоу будет недалеко, то подойдите к нему и поблагодарите за возможность выступить, и если у него будет что вам сказать, он скажет. Не пытайтесь сделать это слишком рано. Вам нужна репутация комика, который выступает смешно постоянно.

Какие привычки мне нужно освоить?

Надеюсь, выше вы поняли несколько моментов о том, что нельзя ругаться и доставать людей. Вот несколько советов, которые я бы сам хотел получить как можно раньше. Они стоят того, чтобы их повторить, даже если я их уже упоминал.

  1. Записывайте и прослушивайте свои выступления. Это может быть болезненно, но это лучший способ услышать свои ошибки. К тому же это лучший способ узнать правду о том как работает шутка.
  2. Ведите дневник выступлений. Дневник поможет вам понять что работает лучше всего. Может быть вы будете экспериментировать с разной одеждой в одном месте целую неделю. Может вы запишете удачный добив к шутке, который можете забыть. Запишите и посмотрите, работает ли он каждый раз. Слушайте записи своих выступлений и оставляйте заметки. Записывайте все изменения в своем выступлении, заметки о публике, и всё, что изменилось в этот раз.
  3. Не злословьте. Это стоило мне серьёзного разговора с директором одного из самых больших комедийных клубов Америки о том, почему бы мне, двадцатидвухлетнему начинающему комику с пятимесячным опытом не подзаткнуться. Это легко насмехаться над каждым, кто сегодня провалился на сцене и да, многие профессиональные комики так делают, но это не подходит вам на вашем карьерным уровне, так что видьте берега. Каждый в комедийном сообществе может вам помочь тем или иным способом, например, устроить вам выход на сцену или усилить шутку. Индустрия и так злая без участия всех новичков вместе взятых. Комедия выглядит крайне завистливой, особенно чем большего вы достигли. Поддерживайте коллег как только можете.
  4. Будьте трезвым на своих выступлениях. Вы сэкономите много денег в течение года, также убережётесь от большинства ошибок новичков. Ваше время на площадке это работа, и в этой работе есть привилегия выпить на рабочем месте, не используйте её. Вы не можете позволить алкоголю быть вашим костылём на сцене. Ещё одна причина — слишком много комиков были арестованы за вождение в нетрезвом виде. Это может сломать вашу зарождающуюся карьеру.

Это отрывок из книги «Не надевайте шорты на сцену», первая часть «Старт». Перевод ведётся при финансовой поддержке читателей. Все выпуски по тегу «Шорты».