Не надевайте шорты на сцену (23), глава «Выступления на один вечер»

Какая разница между выступлением на один вечер и комедийным клубом?

В клубах вы работаете от двух до шести дней в зависимости от клуба, времени года и от экономики. Выступления на один вечер длятся, обычно, один вечер. Они проходят в барах, казино, театрах, ресторанах, игровых залах, помещениях для банкетов и так далее. Я однажды выступал в хлеву. Разогрев получает около $100 за выход, но может быть предложение от $50 до нескольких сотен долларов в зависимости от уровня шоу. В большинстве случаев стоит ориентироваться на $100, так что я возьму эту сумму в качестве основного примера.

kevin-smithПолучить за выход $100 — хорошее предложение на этой стадии вашей карьеры. Люди это слышат и думают что комедия это сверхприбыльное занятие потому что вы работаете полчаса и получаете сотни долларов. Что они не видят, так это всё, что происходит за рамками концерта. Часто нужен отель чтобы переночевать после выступления и необходимо оплачивать проезд туда и обратно. Пока вы в дороге, вам нужно что-то есть, и если вы правильно отчитываетесь по налогам (что я крайне рекомендую вам делать), в лучшем случае вы заработаете $70 со всеми этими проблемами. Также, как и на обычной работе, вы получаете $70 за полный рабочий день. В сумме это выходит примерно в $18000 в год, что немного отличается от простого суммирования $100 в час. Также эта зарплата выходит если вы выступаете пять раз в неделю, что невозможно для комика с выступлениями на один вечер. Но всё ещё эта ставка больше, чем в клубах комедии. Вам нужно просто очень много дополнительных выступлений на один вечер чтобы это действительно принесло выгоду.

Главное отличие выступлений на один вечер от работы в комедийном клубе — люди, которые пришли в заведение не обязательно хотели бы видеть комедию. Они не «тренированы» чтобы наслаждаться комедийным выступлением. В другие дни этот же бар приглашает музыкальные группы, проводит караоке, какие-нибудь мелкие события, танцевальные вечеринки, конкурсы мокрых футболок или вообще ничего. Комедия зависит от аудитории как никто больше чтобы шоу состоялось, и она непохожа ни на одно из перечисленных событий. Меня не раздражают люди, которые разворачиваются у входных дверей при упоминании платы за вход. Я предпочитаю такой порядок ситуации, в которой бармен вынужден просить людей в баре говорить потише, пока кто-то не из этого города пытается сделать шоу и заставить их смеяться.

Выход на одну ночь сильно зависит от того, насколько заведение умеет собирать публику на комедийное шоу. Если бар не продвигает выступление, вам нужно будет иметь дело с маленькой аудиторией и/или владельцами, не очень желающими всё это слушать. Вы научитесь отличать заведения, которые опытны в проведении комедийных шоу, от заведений, которые только учатся это делать. Они будут косячить с вашим проживанием, освещением, рассадкой, временем выступления, представлением комиков и другими деталями. Временами, клубы на одно и то же время назначают двух разных комиков. Если это случилось — сразу звоните человеку, который вас продал в этот клуб и объясните ситуацию. Часто оба комика могут выступить и получить деньги, если это ошибка антрепренера.

Этот тип шоу предложит вам худшие отели в вашей карьере. Я однажды остановился в том, что они называли кабинками. Это было помещение, похожее на гараж с сетчатыми койками и без телевизора в центре лагеря для трейлеров. Мне дали обычный ключ вместо карты и я открывал навесной замок. Я заехал пораньше, подремал пару часов перед шоу и сразу уехал домой несмотря на то, что дорога заняла четыре часа.

Если вы загоняетесь по чистоте, возите свои простыни. Достаньте все ценные вещи из вашего автомобиля и постоянно за ним следите. Берите с собой воду в бутылках и будьте осторожны с местными жителями.

Так что если шоу идёт как-то не так?

Есть большая вероятность, особенно в начале карьеры, что ваше выступление на один вечер пойдёт не так. Мои худшие выступления были в барах, где у меня не получилось вообще никакой связи с людьми, может кроме пары столиков. Прежде чем я получил большой опыт, я всё время лажал с маленькими, региональными заведениями. Они никак не могли соотнести себя с моим материалом или не понимали сарказм, и, честно говоря, я им не очень нравился. Важная вещь всегда помнить что эти выступления не построят и не сломают вам карьеру. Не очень весело проваливаться, но я один из тех комиков кто верил на этой стадии карьеры, что в провале часть вины лежит на аудитории. Так что оставайтесь в своём материале и не пытайтесь подогнать его под самые низкие вкусы зрителей. В любом случае, выступайте как проклятый, они заметят вашу страсть и начнут принимать ваш материал.

Ещё одной особенностью шоу является отсутствие эмси, который разогрел бы для вас публику. Просто когда вы наконец-то встали на разогрев, вам нужно будет постоянно откатываться назад и снова быть первым комиком в шоу. Если есть эмси, то чаще всего это диджей или управляющий баром, и этот человек совсем не комик, так что не ожидайте шуток. Эти эмси чаще всего просто напомнят про горячие предложения на напитки и представят вас. Очень важно объяснить им как вас представить, потому что в большинстве случаев они сделают это неправильно.

Большинство хедлайнеров на таких шоу получают разрыв как раз после того, как вы медленно пожевали говна в свои полчаса. Они создали свои карьеры вокруг именно этой аудитории, так что они получают стоячии овации за шутки про то, как пили текилу или ягермейстер, и что после этого произошло. Не грустите. Чаще всего это те же самые люди кто болтается в зале во время шоу и ругают владельцев клубов за то, что больше не приглашают выступать. Хороший комедийный клуб не даёт работу людям, которые делают час самого низкого из доступных уровней комедии.

Есть несколько вещей, которые помогут вам в выступлениях на один вечер. Если вы выходите в маленький городок в бар на выступление, не надевайте ту же одежду, что и в большом городе. Другими словами, подберите одежду, которая будет только на уровень лучше, чем одежда в аудитории. Стильные джинсы, блестящая рубашка и гель для волос только оттолкнёт от вас зал, где до сих пор в ходу зачёсы. Это не означает, что вам обязательно нужно носить телогрейку и валенки, но не переборщите с модным прикидом.

Другую вещь, которая поможет вам наладить контакт с залом, я уже упоминал раньше. В начале вашего выступления сделайте пару замечаний про город или про место, в котором выступаете. Просто небольшой смех без грубости. Сделайте пару кругов по городу и поищите неснятые новогодние украшения, потрёпанные уличные объекты или события рядом с вино-водочным магазином. Найдите хотя бы одну вещь, от которой им всем точно стыдно. Поищите символ их футбольной команды, или ещё лучше — найдите в чём их отличие от соседнего города. Это дешёвые методы, но они оправдываются в плане конструкции вашего выступления потому что всё это показывает, что вам интересен их город. Одно из лучших шоу, которые я давал, проходили в Бель, штат Миссури. Вниз по дороге от города стоял банк, который был на самом деле сделан из очень длинного прицепа. Я сделал шутку, что кто-то просто прицепит голову и сразу украдёт весь банк целиком, поймал момент и пронёс эту идею через всё шоу. Любой хороший комик найдёт к чему зацепиться в любом городе. Как разогрев вы должны работать с городом, куда приехали, и пусть хедлайнер разбирается с этим как хочет.

Подумайте о темах, которые вы должны избегать в маленьких, консервативных городах. Аудитория чаще всего гомофобна, и если у вас есть шутки о геях, они повернут такие шутки против вас. Если вся аудитория состоит из белых и ваш материал касается расизма, вам будет трудно добыть смех, потому что несмотря на ваши блестящие идея аудитория для себя всё уже решила. Нет 100% способа войти в такую аудиторию, так что вам нужно чувствовать зал и исходить из реакции на нейтральные, общие шутки. Важная вещь в том, чтобы они не поняли вас превратно и не позволить им влиять на материал, который вы пишете.

Почему мне не нужно адаптировать свой материал к аудитории?

Вы можете подогнать, но принципиально не изменяйте весь материал. Вы можете добавить или исключить шутки и несколько теглайнов в зависимости от тех, перед кем выступаете, но даже не начинайте писать шутки для этих маленьких площадок. Если вы это делаете, ваш материал становится более «гастрольным», что практически означает «читерским». Хозяева клубов чувствуют это за километр и избегают таких комиков с начала 80х. Когда вы начинаете писать для маленьких клубов, вы запираете свою карьеру в клетку.

У меня это заняло два или три года (а в сумме за десять лет работы на сцене), но я наконец-то стал достаточно универсальным чтобы работать в любом шоу в моём расписании. Помните, самое важное в таких выступлениях — понравиться публике. Они определяют как группа людей нравитесь ли вы им или нет. Временами они все знакомы. Так что как только вы получите всех на свою сторону, шоу станет гораздо веселее. Нет никакого «я против них».

Как мне вести себя со всеми этими дурацкими вопросами про комедию?

Это крайне превратно понимаемая профессия, так что особенно после выступлений вам придётся иметь дело с реально тупыми вопросами. Мой любимый такой: «А чего ты не пойдёшь в Last Comic Standing?» Люди задают эти вопросы постоянно, как будто мы все появились внезапно из тьмы и просто отклоняем разумные предложения, которые явно помогут нам в карьере.

«Вы сами пишете себе шутки?» Если кто-то задаёт такой вопрос, это просто показывает, как мало знает человек о комедии. Продайте ему эту книгу.

Ещё одна вещь, особенно в маленьких городах, это парень, который рассказывает вам расистские шутки. Он из маленького города и это, вероятно, единственные шутки, которые он услышал и запомнил, так что ожидайте этого разговора. Ваше дело как вы с этим справитесь.

Чем больше вы путешествуете по разным городам, тем больше понимаете, что они все похожи. В целом, большинство владельцев баров и людей в зале отличные люди. Позвольте им купить вам выпивку после шоу, и не забудьте захватить визитные карточки. Это хороший момент, чтобы назначить ещё несколько выступлений потому что только что на их глазах состоялось отличное выступление, все об этом говорят и они захотят увидеть вас где-то у себя в будущем. Не удивляйтесь, если они никогда вам не перезвонят, но я всё-таки получал работу тут и там. Хорошая часть таких заказов в том, что продаёт вас не антрепренер, а представление, так что они не смогут свалить всё на организатора привоза.

Однажды женщина заказала мне выступление после того, как я выступил перед целиком чёрной аудиторией (в этой книге ранее была целая глава как это делать). Я выступил достаточно хорошо, чтобы она связалась со мной по поводу нескольких шоу на корабле-казино в Сент Луисе перед Новым годом. Это было частное шоу для самых важных клиентов казино и должно было проходить перед выступлением джаз бенда. Я назвал цену в $400 и получил два самых худших шоу в своей жизни за которые я получал деньги. Я уверен, что она была разочарована, но я пытался быть настолько же жёстким с её аудиторией, как я был в вечер, когда она меня видела.

Должен сказать, что, временами, это на самом деле вина аудитории. Вы можете винить себя за то что не были смешны, когда некоторые люди даже не обернулись и ни разу не посмотрели в сторону сцены. Не вините публику каждый вечер, но временами даже лучшие комики встречают группы людей безо всякого интереса. Как комику на этом уровне вам нужно немного внимания со стороны аудитории чтобы сделать хорошее шоу. Никто, кто делает до $20000 в год, легко свои деньги не получает.

Также важно остаться обаятельным вне сцены. Как я упоминал, комики сплетничают между собой точно также, как и с владельцами баров, кто делает шоу на один вечер. Если вы не нравитесь владельцу бара, ваше выступление также перестаёт подходить для этого заведения. Он или она скажет антрепренеру не приглашать вас как минимум следующий год. Это работает и в обратную сторону. Даже после неудачного выступления вы можете быть настолько очаровательны с персоналом, что результат шоу станет неважен. Если они захотят угостить вас после шоу — примите смиренно.

Как мне найти антрепренера (человека, который возит артистов по площадкам)?

Обычный способ — сарафанное радио. Хедлайнер, с которым вы удачно работали, может порекомендовать вас антрепренеру, который делает единичные выступления, чаще всего на один вечер, в нескольких регионах. Вы отсылаете свои свободные даты и антрепренер назначает выступления.

Большинство опытнейших комиков также работают антрепренерами, так что если вы покажете себя в лучшем виде и оставите хорошее впечатление, они начнут вас бронировать в заведения, с которыми работают. Это почему важно производить наилучшее впечатление каждое шоу.

Также можете послать запись своего выступления в агентство и надеяться, что они его посмотрят. Это не всегда эффективно, но у меня были успешные случаи.

Если вы достаточно везучий чтобы вписаться в комедийный фестиваль или в другое большое событие, это тоже может привлечь антрепренеров. Поищите фестивали в интернете, сделайте список и подумайте, куда лучше инвестировать своё время. Престижные фестивали вроде Монреаля или Аспена могут дать хорошее ускорение вашей карьере. К сожалению, на самые престижные фестивали тяжело попасть.

Антрепренер может дать вам выступление через рассылку, которую вы будете получать вместе с сотнями других комиков. Несколько раз в неделю вы получите список шоу, где требуются комики, и можете ответить, если согласны выступить в одном из них. Это не гарантирует, что вы попадёте в это шоу, так как множество других комиков ответит так же.

Один из самых крупных антрепренеров на среднем западе объяснил мне, что если вы действительно смешны, новости распространятся как лесной пожар, и приглашения придут сами по себе. С другой стороны, так же, как и ваши качества на сцене, строится и ваша репутация. Если у вас проблемы с самоконтролем вне сцены или в общении с другими комиками, большинство клубов решит что работа с вами не стоит вашего юмора.

Нормально работать с несколькими антрепренерами, если территория их работы не пересекается. Помните о правилах, упомянутых ранее в четвёртой части — не выступайте у конкурентов вашего антрепренера. Если есть потенциальный конфликт и вы не уверены, то спросите антрепренера напрямую.

Это отрывок из книги «Не надевайте шорты на сцену», пятая часть «Становясь на разогрев». Перевод ведётся при финансовой поддержке читателей:

  • Дмитрий V

    Жаль, автор не рассказал, как отвечать на вопрос про Last Comic Standing:)