Не надевайте шорты на сцену (2)

Фотография книги

Подготовка: Неприличные слова — это нормально?

Еще одна большая ошибка начинающих комиков — использовать мат в выступлениях. Не используйте. Ругань на сцене со временем превратится в ваш костыль. Встречаются комики, у которых все шутки заканчиваются матерным словом. Шутка должна работать и без мата — в ином случае, скорее всего, это не очень хорошая шутка. Есть исключения для “средних” слов, которые вроде принимают в телевизоре и на радио, вроде “жопы” или “сука”, но уходить в эту тень для вас слишком рано.

Я не говорю, что я абсолютно против мата и комиков, которые используют сексуально агрессивный юмор. В любом случае, в положении начинающего комика лучший вариант — отказаться от этих форматов. Причина? Деньги. В следующих главах мы обсудим точку, в которой вы начнёте зарабатывать стендапом. Когда вы выйдете в оплачиваемом шоу, все — менеджер, другие комики, и значительная часть аудитории — хотели бы, чтобы у вас был “чистый” материал.

Первая оплачиваемая работа в этом бизнесе — эмси на стендап событиях. Как ведущий, вы не можете воспринимать свою роль как причину сообщить все неприличные слова от своего лица. Эти слова зарезервированы для разогрева или хедлайнера. Однажды я вёл концерт Джеффа Данхэма, и разогрев сообщил, что им нельзя материться, потому что только Дядя Уолтер, одна из кукол Данхэма может ругаться со сцены. Когда нужное слово наконец вылетело из куклы — это был эпохальный момент концерта.

Как ведущий шоу вы, в целом, больше, чем выступающий (я подробно расскажу об этой роли дальше в книге). В каком-то смысле вы представляете клуб. Однажды я слез со сцены и кто-то попросил меня принести ещё кетчупа. Даже если вы из другого города, большинство публики думает, что вы постоянно здесь работаете. И, в конце концов, хозяин заведения крайне расчитывает, что вы не будете ругаться матом и рассказывать тяжелые истории про секс.

Профессиональные комики предпочитают выступать после “чистого” материала. Если шоу пошло в сторону сексуальных подробностей — крайне тяжело вернуть его обратно. Когда вы смотрите ведущих комиков, обратите внимание, что они сохраняют материал о сексе на конец выступления. Частично это от шокового фактора сексуально насыщенного юмора (о шоковом юморе также позже в этой книге). Но почему стоит уважать то, что помогает другим комикам? Потому что другие комики могут сделать или разрушить вашу карьеру. Нравится вам это или нет, это шоу бизнес, и нужно уметь оставлять гордость в стороне, если хочешь зарабатывать деньги. Часто хозяин заведения или человек, который вас нанял не смотрят шоу. Они просто спрашивают хедлайнера как вы ему, причем, возможно, через неделю. Если у вас не совсем “чистое” выступление, вам будет гораздо тяжелее снова приехать в это заведение, неважно, понравились вы аудитории или нет.

Ещё одна причина не использовать мат — это самые высокооплачиваемые выступления: частные вечеринки, корпоративы, казино. Все они требуют “чистый” материал. Если директор компании шестидесятилетняя женщина, пришедшая на рождественскую вечеринку, никто из работников компании не будет смеяться над вашими шутками про секс перед ней.

И последняя причина быть чистым пока не распространяется на меня, но всё же, всегда есть шанс, что вы попадёте в телевизор. Неважно, утреннее ли шоу, или выход у Леттермана, есть ограничения на ваш материал. Это нормально говорить про секс, но делать это нужно в роскошном стиле с точки зрения хороших манер.

В любом случае у вас будет гораздо больше выступлений, если у вас будет репутация “чистого” комика. Это помогло мне получить множество приглашений в последнюю минуту. Даже если мое выступление содержит множество шуток для взрослых, я сохраняю подобие приличия как минимум не используя мат и другие тяжёлые слова. Один коллега сказал как-то мне: “Ты самый грязный чистый комик или самый чистый грязный комик. Не могу понять.”

Подготовка: Все на работе смеются когда я просто импровизирую, можно это попробовать?

“Смешной в коллективе” и “смешной на сцене” это две разные вещи. Смешной парень в офисе постоянно получает признание и может сделать шутку персональной автоматически. Он может просто зачитывать шутки из интернета. Его коллеги заранее знают что он смешной, так что всегда в предвкушении, когда встречаются с ним у кулера с водой. На сцену вы выходите перед людьми, которые не знают, что вы смешной. Вы не можете делать импровизировать, потому что вы пока не знаете друга. Плюс вам нужно выходить со своим материалом, а не обсуждать и так смешное письмо, которое вы только что форварднули. Никто не может просто выйти на сцену и обшучивать шуточки. Подготовьте материал. Запишите шутки в блокнот. Огромное заблуждение, что комики вроде Робина Уильямса выходят на сцену и несут что в голову пришло. Великие комики создают иллюзию что всё, что они говорят, они говорят в первый раз.

Некоторые комики распечатывают шутки на принтере. Другие, вроде меня, предпочитают записывать от руки. Я никогда не печатал, потому что это выглядит слишком постоянным для меня. Шутки должны развиваться и изменяться. Найдите способ, который работает в вашем случае, и если набор делает вас более организованным, используйте этот метод.

Подготовка: Так что — я должен встать перед зеркалом и практиковаться как маленький ребёнок, или типа того?

Да, это может сработать. Я не использую зеркало, но каждый комик должен придумать способ как он репетирует и запоминает материал. Записывайте себя и слушайте как вы звучите. Может быть мучительным слушать всё это, но сам процесс покажет вам слабые места в вашей речи. Комики обычно не делятся как они пишут и репетируют, потому что мы все взрослые, а процесс всегда выглядит глупо, но найдите что работает лучше всего именно для вас. Я обычно держу в руке дистанционку от телевизора, потому что микрофона у меня нет, и нужно что-то на него похожее. Друзья и соседи могут быть хорошей начальной аудиторией, но не ожидайте от них честной и объективной обратной связи. Они могут соврать о том, что смешно, или просто не понять шутку, которую другие поймут. Мне нравится показывать приятелям их неправоту, когда они назвали шутку тупой, а со сцены она разорвала.

Это отрывок из книги «Не надевайте шорты на сцену», первая часть «Старт». Перевод ведётся при финансовой поддержке читателей. Все выпуски по тегу «Шорты», текущий отрывок вышел при помощи Руслана Халитова.