Не надевайте шорты на сцену (12), глава «Улучшая своё выступление»

Как я могу стать лучше вне сценического времени?

Продолжайте смотреть столько профессиональной комедии, сколько сможете. Точно как великие авторы много читают, хорошие комики учатся у экспертов. Как я ранее упоминал, я три года работал в Columbus Funnybone администратором. Работаете ли вы в местном клубе или нет, постарайтесь стать постоянным посетителем (постарайтесь не мешаться). Научитесь выделять специфические приёмы в выступлениях комиков. Наблюдения за тем, как хороший комик делает одну и ту же шутку выступление за выступлением, расскажут вам многое про сцену и техники, за ней стоящие.

Фотография книгиЕсли у вас нет возможности смотреть живые выступления, смотрите выступления комиков в записи с выключенным звуком. Смотрите за выражением лица, жестами рук и другими движениями, которые комик делает на сцене. Отметьте как часто комик улыбается и смеётся. Попробуйте измерить как много энергии отдаёт комик в течение шоу.

Одно из преимуществ в работе на комедийный клуб кроме просмотров выступлений живьём это персональные советы от опытных комиков. Моя любимая часть работы состояла в трансфере комиков из гостиницы до клуба. Были они знамениты или не очень, все они сидели на переднем сидении моего Ford Escort 94 года. Я говорил один на один с Джо Роганом, Эмо Филипсом, Джимом Бреуром, Дениелом Тошем и многими другими. Я говорил что начинаю в комедии и слушал советы о всех шагах, которые мне нужно предпринять. Один главный совет, который давали все без исключения — бери любое сценическое время, неважно где и как. Большинство других советов я так или иначе расписал в этой книге.

И ещё я заметил, что часто советы по комедии противоречат другу. Вам нужно определить какие именно работают в вашем случае. Один комик сказал, что это вообще безумие писать шутки, которые не сможешь использовать по крайней мере следующие десять лет. Другой сказал, что постоянно вставляет свежий материал в выступление. Если вы получаете уж слишком противоречивую информацию, попросите комика рассказать почему они думают именно так. У них обязательно будет хорошая история (они любят их рассказывать) или причина откуда у них это мнение. Большей частью комики любят поговорить, так что сидите и слушайте. Многие комики свободны для разговора после шоу, но некоторые нормально разговаривают и до выхода.

Пытайтесь заставлять себя писать каждый день. Это, возможно, самая тяжёлая часть комедии, потому что нет никого, кто бы мог заставить вас это делать. Это часть самодисциплины и лучшие комики те, кто способен себя заставить работать постоянно. Некоторые хедлайнеры вставляют минимум одну новую шутку в выступление каждую неделю. Даже если вы не пишете шутки, пишите дневник или блог просто чтобы заставить мозг работать. Если у вас есть тема, сделайте минимум страницу шуток, а лучше больше. Не беспокойтесь об уровне юмора в этих шутках, просто включите так много как сможете из темы, все мелочи. Сортируйте материал после.

Можете переписать парочку своих тем, чтобы сделать их ещё смешнее. Работайте над добавлением шутки в сетап, ищите теглайны и связи которые сможете сделать с другими шутками, сделав их отсылками.

Как писать отсылки?

Как я говорил ранее, отсылки это упоминания уже прозвучавших шуток. Извините за метафору, но думайте о них как о шариках в автомате пинболла. Временами вы запускаете один и он застревает где-нибудь на поле. Позже в игре вы попадаете во что-нибудь ещё, шарик освобождается и машина сходит с ума. Так же и отсылки. Им нужны мощные панчлайны, которые запомнит аудитория. Вы продолжаете другими шутками и помещаете тот самый панчлайн в другую шутку. Точно так же это работает с теглайнами. Временами отсылка может быть использована довольно далеко от шутки, но если панчлайн был очень силён вы можете задержать отсылку на порядочное расстояние в своём выступлении. Скорее всего вы видели как это делают многие хорошие комики.

Есть некоторые опасности в отсылках. Не переборщите с ними, иначе аудитория будет выкрикивать их за вас. Ваше выступление будет выглядеть слабее если продолжение ожидаемо. Но возьмите ожидаемую отсылку и сделайте неожиданный поворот. Rocky Laporte и Dan Davidson отлично владеют этим приёмом.

Ещё одно предупреждение — будьте уверены, что вы произнесли шутку, на которую делаете отсылку. Временами комики лажают и забывают сказать базовый материал для отсылки. Если это случилось с вами, то это шанс быть честным с аудиторией и посмеяться над собой.

Отсылки отличный слой в вашем выступлении, но будьте уверены в нескольких вещах. Во-первых оригинальная шутка должна стоить того. Если аудитория не смеётся над оригинальным панчлайном, отсылка не сработает. Во-вторых, не переборщите и не сделайте её вашим лозунгом. В-третьих, если на третий или четвёртый раз отсылка становится предсказуемой, сделайте неожиданный поворот. И, наконец, не вставляйте насильно отсылки в выступление. Дайте им расположиться естественным образом, или не включайте все сразу.

Я взрослый и делаю всё это продолжительное время. Могу я говорить про секс?

Да, но есть ограничения. Для начала не используйте мат и вообще грязь. Двусмысленности могут работать, но вряд ли вы хотите звучать как ребёнок на детской площадке. Не будьте отвратительны или за гранью, чтобы это не превратилось в шок-юмор. Эти ограничения сделают вас лучше. На этом уровне вы будете примерно 13+ по ограничениям. Подумайте насколько чистым должен быть ваш юмор, чтобы его показали по главным телевизионным каналам (я не говорю, что это будет, на это хороший способ понять что говорить, а что нет).

Сложнейшая часть в материале про секс — оригинальность. Так как это довольно популярная тема, в ней есть куча переиспользованных идей. Не говорите про Виагру, лекарства от герпеса, или выражения типа: “Кто твой папочка?” Они затёрты до дыр, и я честно не понимаю как и зачем ещё писать на них шутки. Натёртые соски и музыка из порнофильмов тоже пройденный этап в комедии.

У меня куча шуток в выступлении вращается вокруг секса. Мой совет — делайте их максимально автобиографичными, тогда они останутся оригинальными. У каждого есть свой пучок историй и обломов, так что пишите в них шутки. Унижение отличная вещь когда вы говорите о сексе.

Что по поводу шуток о мастурбации?

Это самая частая тема для большинства новичков, которые чаще всего одинокие мужчины около двадцати, и эти шутки для них относятся к теме: “Быть лузером без шансов”. Это пишет большинство комиков на открытых микрофонах так как напрямую относятся к теме. Вы можете писать шутки про знакомство с девушками, судебные запреты или мастурбацию, но вам очень трудно быть в этом оригинальным. Да, они показывают уязвимость, но для зрителей слишком легко просто вам посочувствовать или напрямую унизить.

Думаю, что большинство парней читают эти шутки чтобы получить симпатию, типа комедия это как рок-группа, девочки подойдут к ним после шоу и скажут: “Эй, слышала ты одинок и в поиске. Я могу помочь.” Этого не происходит.

У меня есть несколько хороших рабочих шуток, так как мне соединить их в выступление? Порядок имеет значение?

Сейчас у вас скорее всего что-то вроде рутины с вашими попытками и несколько настоящих шуток. Ваша задача в начале выступления сразу показать зрителям, что вы будете смешным всё время. Также вам нужно понравится всем как можно раньше. Как я говорил ранее в этой книге, это можно сделать просто указав на какую-то внешнюю отличительную черту. Плюс это покажет что вы уязвимы и никому не угрожаете.

На выезде большинство комиков предпочитают комментировать сцену (или что-нибудь рядом с ней) просто потому что это простой смех малыми усилиями. Так что осмотрите зал и найдите странные вещи, на которые можете указать в выступлении. Парочки достаточно, потому что разгром заведения это не цель вашего выступления. Используйте ваши личные суждения основанные на атмосфере этого места. Большинство комиков используют заготовленные шутки чтобы просто растопить лёд как можно раньше. Они говорят: “Я рад быть…” Затем останавливаются, долго ищут что-то глазами, и заканчивают: “В пабе Мика!” Чем больше комедии вы посмотрите, тем больше знаний о заготовленных шутках у вас будет. Помните, что использовать их нужно только в случае крайней необходимости.

В каком порядке мне расставить шутки?

После того, как вы откроете выступление некоторыми шутками, которые покажут, что вы понимаете где вы и кто вы, пора выстрелить с одной из самых сильных ваших шуток. Покажите какой именно вы комик. Расскажите всем о себе, и подайте шутку с сильным панчлайном. Комик по имени Chainsaw Mike Hessman посоветовал мне работать над понятием количества смеха в минуту. В коротком выступлении от пяти до десяти минут важно не делать больших расстояний между смехом. Постройте своё выступление с примерно одинаковым расстоянием между точками смеха.

Я сохраняю постоянный порядок шуток в своём выступлении потому что так проще делать свой выход. Также в этом есть потенциал для создания отсылок. Даже если у вас шутки на совершенно разные темы вы можете найти способы связать их в один рассказ. То, как вы расставляете шутки внутри выступления, зависит от вашего стиля. Рик Робертс, один из самых успешных “чистых” комиков в турне, рассказал мне, что он сам себе устраивает испытания, читая свой номер в обратном порядке прямо на сцене. Попробуйте это на открытом микрофоне, может это приведёт вас к чему-то хорошему.

Если у вы хотите поговорить про секс дождитесь завершения своего выступления. До тех пор, пока мозги аудитории вас не до конца приняли, они будут опасаться реагировать на полную силу. Я неделю работал с Джо Роганом. Трудно найти кого-нибудь с материалом про секс тяжелее, чем у него. Однажды в середине шоу кто-то заорал с требованием рассказать один из блоков про секс. Он заорал обратно: “Позже. Ничто в моём выступление не может быть после секса!” Он был прав.

Завершайте выступлением на чём-нибудь сильном, если сможете. Может быть это будет что-то не только для смеха, но и для ожидания продолжения. Оставьте их на взводе. Сделайте заявление, и добейте конец шутки чем-нибудь или кем-нибудь что все ненавидят.

Это отрывок из книги «Не надевайте шорты на сцену», вторая часть «Перерастая открытые микрофоны». Перевод ведётся при финансовой поддержке читателей:

Все выпуски по тегу «Шорты».