Не надевайте шорты на сцену (11), глава «Особые ситуации» (2/2)

То есть существуют ситуации в которых мне обязательно нужно что-то сказать?

Это не совсем про грубые выкрики, но иногда что-то происходит в зале и это что-то влияет на шоу. Если каждый слышит что происходит на задних рядах вы сразу потеряете внимание аудитории и сольёте шутки.

Фотография книгиИногда люди забывают, что говорят не про себя когда выпьют. Есть клубы, в которых официанты пытаются перекричать комика когда принимают заказ. Так как вам нельзя ничего говорить персоналу, у вас должна быть возможность регулировать внимание. В хорошем зале администратор или человек на входе находится внутри и осаживает публику. В меньшем зале, например в баре, вы находитесь в позиции учителя на рабочем месте.

В большинстве случаев люди не замечают что сильно шумят. Они разговаривают о чём-то совершенно постороннем, вы можете использовать это для разговора. Я однажды остановил своё выступление и просто начал прикалываться на двумя женщинами в первом ряду, они вообще не смотрели и не слушали меня. Я просто импровизировал стереотипными женскими голосами и продержался секунд двадцать до тех пор, пока они поняли, что вся комната смеётся именно над ними. Это пример когда нормально следовать за происходящим в зале.

Что если шум идёт из задних рядов?

Дейв Ателл

Это может быть сложнее, но тоже нужно разобраться. Постарайтесь закончить свою текущую шутку, потому что на финале вы можете выбраться автоматически. Я видел как Дейв Ателл и Джо Роган справлялись с этой ситуацией различными способами. Ателл крайне вежливо спрашивал — всё ли нормально на задних рядах? Он не накалял обстановку, просто уверенно задавал вопрос. Большинство людей не хотели бы прерывать шоу, поэтому просто завершали свои разговоры. Это просто способ намекнуть, что они случайно ведут себя слегка грубо. Как администратор я выставил за дверь кучу людей, и ни один из них не понимал что он делает: “Эй, я просто смеялся как и все!”

Джо РоганРоган часто брал на себя роль вышибалы и комика одновременно. Он сам провоцировал конфликт и никогда не был вежлив к тем, кто прерывал его выступление. Это трудно сделать и нужно быть довольно известным, но я видел как в него кидали пустыми бутылками. Как бы вы ни разбирались со всем этим, просто будьте уверены, что донесли информацию до зрителей, что они слишком громко разговаривают.

Какие иные шумы и раздражители мне ожидать?

У некоторых клубов не так много площадей, поэтому бар находится в комнате для выступлений. Измельчители льда запороли немало выступлений. Как я говорил, персонал бара временами может быть довольно шумным. Эти две вещи всегда на совести клуба, так что стоит предупредить руководство об этих рисках. На деле вы не можете с этим ничего поделать, потому что нытьё в уши менеджеру клуба вряд ли поможет вашей карьере. Клуб зарабатывает основные деньги на подаче еды и напитков, так что внезапно вы сталкиваетесь с тремя огромными тарелками начо, парой Лонг Айлендов и “Кто заказывал холодную маргариту без соли?” в метре от себя.

В большинстве случаев есть люди, которые опаздывают, и в большинстве случаев их места на переднем ряду. Всегда стараюсь игнорировать их по ряду причин. Во-первых, скорее всего у них был тяжёлый вечер. Что-то их задержало. Может быть их долго где-то обслуживали. Может быть они ждали одного всемером. Может быть они не могли найти парковку, или произошло что-то хуже, чем недовольный комик на сцене. Они надеются, что комедийное шоу заставит их забыть о проблемах, так что если комик обвиняет их в опоздании, их вечер становится ещё хуже, и им меньше хочется смеяться.

Временами компания опаздывает потому что они потеряли счет времени и знатно напоролись. Последняя вещь которую вам нужно делать, это выставлять на всеобщее обозрение пьяного чувака, которому нужно выпендриться. Вместо обвинений я незаметно киваю им в стиле “Добро пожаловать на концерт, прощаю вас, смейтесь!” Я не говорю ни слова, они понимают.

В барах, не предназначенных для комедии, гораздо больше источников шума. Когда в зале меньше 20 человек, даже игра в бильярд может сильно отвлекать. Временами владельцы бара не смотрят выступление, стоят в задних рядах и громко разговаривают. В этом случае вам нужно работать погромче и подавать энергичнее. Отличное выступление на открытом микрофоне может захватить внимание всего бара, все оставят свои дела и будут слушать.

Если получится, попросите бармена выключить все телеэкраны, которые могут попасть в поле зрения зрителей. Это неуважительно для площадки оставить их включенными когда вы выступаете. Но не делайте это в последние минуты важной игры. Задержите выступление! Ранее я упоминал освещение. Когда свет в зале выключен (весь свет в зале) гораздо меньше отвлекающих моментов и больше смеха.

Что если шутку что-то прервало?

Если что-то заставило хеклера начать своё дело, временами лучше всего просто выкинуть шутку. Если она из ваших лучших или вам асбсолютно точно нужно её вставить — попробуйте снова сделать сетап, но, честно говоря, одна пропущенная шутка не развалит ваше выступление. Если вы видите группу людей, которая ищет где присесть, задержите следующую шутку, и начните после того, как люди разместятся. Попытка продолжить шутку всегда работает против шутки, так что если вы не совсем уверены, просто уберите её из своего сегодняшнего выступления.

Так как мне разбираться с хеклерами?

Есть две причины — алкоголь и не очень смешной комик. Если эти две вещи сочетаются в одной плохо управляемой комнате, комик услышит крик из зала. Но есть несколько способов разобраться с ними без особого ущерба для выступления.

Обычно если такое происходит со мной во время большого концерта, я просто игнорирую происходящее в первый раз. Тяжело подавать шутку под чьи-то комментарии, но если у меня хорошее выступление — я знаю, что зал на моей стороне. В большинстве случаев я слышал, как человек что-то выкрикивал, а потом весь его столик шёпотом просил вести себя потише. Полностью его игнорируя (в большинстве случаев это он) я не понижаю себя до его уровня. Моя цель чтобы он почувствовал себя идиотом за свой поступок, не получив должного внимания на свои действия. По моему опыту, это работает в большинстве случаев с пьяными людьми.

План “B” с хеклерами для случаев когда вы не можете продолжать выступление. Вы знаете, что все в зале что-то слышали, и не можете этого игнорировать. В этом случае, когда кто-то что-то выкрикнул, остановитесь и попросите повторить. В большинстве случаев хеклер замрёт и будет дальше сидеть молча. Состряпайте шуточку что хеклер зассал или просто продолжайте. Если хеклер всё-таки повторил, это никогда не будет так же остро. Помните, это никогда не бывает так же смешно, как в первый раз. Вы разрушите настрой хеклера и заберёте момент и, надеюсь, хеклер сам остановится когда будет повторять. Мой друг Джереми Есси также заметил, что такой подход даёт время обдумать как вернуться к линии выступления.

Есть несколько типовых фраз для хеклеров. Самая частая: “Я не прихожу к тебе на работу и не докапываюсь до тебя”. Это работает на протяжении многих лет, но нередко вызывает продолжение разговора. Есть менее конфликтный путь, вроде “Все смеются над тем, что ты сказал, но деньги за выступление заберу я.”

Во многих случаях вы можете докопаться до речи хеклера. “Купи мегафон” или что-то в этом роде. Также можете притвориться что не слышите что хеклер говорит, это заставит повторить фразу несколько раз.

Джимми ПардоОчень опытные комики держат в запасе свои блоки про хеклеров, которые могут длиться несколько минут. Ещё раз отмечу Jimmy Pardo как мастера этих ответов. Я однажды видел стоячие овации после того, как он осадил хеклера в конце шоу. Многим комикам орут одни и те же вещи, так что они вполне готовы ответить. Брюс Гудман очень маленького роста, самый маленький комик, с которым я работал. В начале выступления пьяный мужик заорал ему “Встань!” - ясно, что Брюс слышал это много раз. “Перестань орать на свой хер” и вся аудитория сразу приняла на его сторону. За весь следующий час никто ничего Брюсу не крикнул. Ключ в том, чтобы аудитория в целом была на вашей стороне. Чем больше и усерднее вы работаете на сцене и заставляете людей смеяться, тем больше они будут к вам расположены.

Раньше у меня была плохая привычка грубить хеклерам. Средний ребёнок в семье проявлялся, и вместо того, чтобы быть весёлым, я становился жестоким и входил в конфликт со своим сценическим образом. Вам не нужно так делать. Перед выступлением осмотрите зал и отметьте тех, кто может создать проблемы. Выходите с заготовленными штуками просто на всякий случай. Для примера, я отметил пьяную женщину под сорок, задиравшую эмси на одном из моих выступлений. У неё не было обручального кольца и была очень плохая завивка, так что когда она начала то же самое со мной, я сказал: “Спокойно, мочалка, или это шоу для тебя закончится быстрее, чем твой третий брак.” Я был уверен, что она развелась хотя бы раз, и фраза “третий брак” делала довольно грубую фразу шуткой, и шутка зашла. Смеяться над её причёской было жестковато, но мягче, чем над возрастом или весом. И подготовка произвела впечатление, что я быстрый парень, острый на язык, с которым не надо связываться. Разборки с хеклерами элемент далеко не всех ваших выступлений, но со временем вы получите достаточную практику и всё в сумме будет работать на вас.

Всё не работает — когда я пойму, что пора сдаться?

Никто не скажет вам что вам больше не нужно выступать (за исключением случаев, что нельзя выступать на их сцене). Если вы сможете поддержать в себе силы и надежду, что преодолеете и эту высоту, продолжайте работать. Если это расстраивает вас больше, чем хотелось бы, перестаньте выступать и засядьте за написание материала. Попробуйте переписать вообще всё заново. По каким-то причинам люди не догоняют ваши шутки. Запишите себя и посмотрите с кем-нибудь, кто будет честен с вами. Временами шутки не работают просто из-за расстановки слов. Попросите совета как поднастроить разные вещи если они работают слишком слабо. Помните, что всё это пробы и ошибки.

Вторая проблема это присутствие. Если вы знаете, что ваши шутки не работают, то они и не будут работать. Будьте уверены, что зрители отлично вас слышат. Вы можете думать, что говорите внятно потому что знаете что говорите, но другие могут слышать совсем другое. Каждый профессионал неделями и месяцами оттачивает свои шутки.

Обозначьте в себе все раздражающие сценические привычки. Вы мямлите? Вы смеётесь над своими же шутками? Ваша подача уникальна и вы ещё не поняли как с ней работать? Вы орёте без причин? Профессиональный комик укажет вам на ваши проблемы даже если вы их не замечаете.

Поработайте над зрительным контактом с аудиторией. Вы смотрите на пол или потолок? Будьте уверены, что смотрите не только на заднюю стену помещения. Взгляните в глаза людям, которые на вас смотрят. Вы получите внимание, и во многих случаях люди смеются, потому что вы подаёте панчлайн глядя им прямо в глаза.

Начните практиковать в группе сценической импровизации. Есть куча отличных книг про импровизацию. Все комики должны заниматься импровизацией просто чтобы улучшить своё сценическое присутствие. Импровизация накачивает ваши комедийные мускулы и приучает быстро думать на сцене.

Почти все профессиональные комики, выступающие сегодня, в определённые моменты карьеры хотели оставить сцену. Бывают вечера, когда это всё определённо не стоит затраченных усилий. Как и со всеми профессиями, работа не всегда приносит радость. Помните, что нет временного ограничения для шансов на успех. Некоторым людям нужно больше времени, так что будьте терпеливы.

Это отрывок из книги «Не надевайте шорты на сцену», вторая часть «Перерастая открытые микрофоны». Перевод ведётся при финансовой поддержке читателей:

Все выпуски по тегу «Шорты».